На образование возложена важная общественная функция – формирование самосознания человека.
Сегодня для усовершенствования системы образования крайне важно определить вектор данного процесса, то есть образовательную стратегию как таковую.
Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.
Человек, будучи субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, обязан соответствовать уровню социально-экономического развития своего государства.
Уровень образования определяет качество трудовых ресурсов, а значит, и состояние экономики.
Образование является одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую сферу. (Система образования – совокупность соответствующих программ и стандартов, сеть учреждений и органов управления, комплекс принципов, определяющих ее функционирование.)
Все ярче проявляется желание граждан быть активными участниками в формировании и реализации социальной политики государства. В свете этого внедрение моделей государственно-общественного управления образованием является одним из условий открытости и инвестиционной привлекательности данной сферы, развития институтов гражданского общества.
Через культурно-воспитательную функцию образование влияет на духовную жизнь общества. Формирование же общей культуры представляет собой неотъемлемое условие будущей профессиональной подготовки, создает предпосылки для социальной мобильности, гарант сохранения культурного наследия.
Несомненно, основным принципом образования должна быть толерантность (терпимость). Это закреплено в законодательстве РФ.
Как следует из подписанной в 1995 году в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО «Декларации принципов толерантности», данный термин подразумевает право всех индивидов быть различными, гармонию между конфессиями, политическими и этническими группами, уважение к различным мировым культурам, цивилизациям и народам, взаимопонимание и сотрудничество людей, различающихся по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Все это предполагает знание собственной культуры, истории, основ духовности и нравственности своего народа.
Вопрос взаимопонимания культур сегодня чрезвычайно актуален (в связи с процессами интеграции и дезинтеграции). От образования, прежде всего, зависит альтернатива между агрессивной тенденцией общественного негатива (примером служат события в Югославии, Ираке, Ольстере, Чечне) и диалогом культур.
Объект, предмет работы
У политики в области образования в РФ должна быть своя стратегия. Именно она, реализуемая, в числе прочего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», взята как объект нашего исследования.
Иначе говоря, объект – государственная политика РФ в области образования. Ее нормативно-правовая база, эволюция и реализация, программа реформирования системы образования, вопросы финансирования стали предметом данного исследования.
Цель и задачи работы
Цель: основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;
В процессе разработки данной курсовой работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный
Формирование знаний об
окружающем мире у нормально развивающихся детей
Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов. Вместе с тем, с точки зрения «объектной» составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в детской психологии не рассматривались. Исследователи, говоря о картине мира ребенка, де ...
Профилактика нарушений голоса
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, н ...
Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические
взгляды Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого
До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина, Белоруссия входили в состав Польско-литовского государства. Сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша. Важным ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.