Еще не так давно существовала стандартная формула – чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы он окончил школу с углубленным изучением английского языка и музыкальную школу. Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходимы, например, эмоциональная зрелость, умение общаться, здравый смысл и чувство ответственности? Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю – огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.
Спросите у любой матери: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто окончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашем ребенке, кроме глубоких и прочных знаний, развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к шести годам?» «Конечно второе!» – ответят вам. Этого вполне можно достичь, такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.
Вальдорфское образование – альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».
Актуальность данной работы обусловлена еще и тем, что в сегодняшнем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом поистине экологическим.
Целью работы – изучить систему «штайнеровского» образования, исходя из цели, следует выделить следующие задачи:
– осветить историю педагогики Р. Штайнера;
– охарактеризовать теоретико-методологические основы «штайнеровского» образования;
– рассмотреть кэмпхиллское движение как ветвь педагогики Рудольфа Штайнера.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в ...
Концепция патриотического воспитания граждан РФ
Концепция патриотического воспитания граждан РФ - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Росси ...
Образование как капитал
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.