Современная образовательная ситуация характеризуется гуманизацией и гуманитаризацией обучения и воспитания, ориентации на развитие целостной, разносторонне развитой личности, способной к самоопределению в многообразии открывающихся в ней перспектив. Одним из неотъемлемых процессов в усилении гуманизации образования является его аксиологизация - насыщение ценностно важными содержательными компонентами, играющими значительную роль в становлении мировоззрения, в духовном развитии школьника. Однако, основное влияние в подростковом возрасте на формировании личности оказывает не столько собственно содержание образования, сколько методы и технологии обучения и воспитания, характер и стиль педагогического общения. Нельзя также не учитывать влияния собственной субъектности, социальной среды и наследственности подростка.
Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе.
Актуальность избранной проблемы в научном аспекте определяется необходимостью рассмотрения влияния педагогического общения с подростками на развитие эмоционально-ценностного отношения к духовности, человеческой культуре и истории, неотъемлемой частью которой является математика, к знанию как таковому, культуре. Практическая актуальность выпускной квалификационной работы кроется в необходимости разработке учебных и внеучебных воспитательных мероприятий, позволяющих осуществить педагогическую поддержку в становлении и коррекции ценностных ориентаций подростка, в усилении адекватного взаимоотношения между жизненными целями и средствами их воплощения. Таким образом, вышеуказанное определяет целостное, интегративное значение рассматриваемой темы для педагогики, психологии, теории и методики обучения математики, педагогической практики в целом.
В результате изучения теоретического материала и собственного исследования были выделены следующие противоречия:
-между необходимостью развития ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе и отсутствием теоретического, технологического и методического оснащения этого процесса.
-между необходимостью адресной поддержки становлению мировоззрения подростка и существующими в массовой школе авторитарными технологиями воспитания.
Необходимость преодоления обозначенных противоречий определяет проблему настоящего исследования.
Тема исследования: «Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе».
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы изучить процесс становления ценностных ориентаций подростков в внеурочной воспитательной работе.
Объектом исследования в нашей выпускной квалификационной работе являются ценностные ориентации старших подростков.
Предмет исследования: особенности развития ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе.
Гипотеза развитие ценностных ориентаций подростков будет более успешным, если:
-во внеурочной воспитательной работе учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности подростков.
-содержание воспитательной работы будет ориентировано на развитие субъектности, на переход от воспитания к самовоспитанию, на повышение адекватности терминальных и инструментальных ценностей;
-разработана и внедрена система классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире», обеспечивающая осознание учащимися собственных ценностных ориентаций, направленная на их саморазвитие;
-создан и внедрен кружок по истории математики «История математики в лицах», способствующий осознанию учащимися мировоззренческих и гуманитарно-прикладных аспектов математики.
Исходя из цели и гипотезы нашей работы, были выделены основные задачи исследования:
Изучение философской, социологической, психологической и педагогической литературы по аксиологической проблематике.
Рассмотрение специфики подросткового возраста в контексте темы выпускной квалификационной работы, его роли в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций личности.
Анализ роли общения в формировании ценностных ориентаций личности, определение особенностей педагогического общения в процессе школьного обучения и воспитания, необходимой для построения целостной аксиологически насыщенной картины мира, роли внешней дифференциации в обучении.
Осознание аксиологического потенциала математики, его роли в становлении духовности и мировоззрения подростка.
Разработка системы классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире» и внеурочных занятий по математике «История математики в лицах», ориентированных на развитие ценностных ориентаций.
Подбор диагностического инструментария для определения ценностных ориентаций.
Осуществление опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, методической литературе по проблеме; наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование, моделирование, педагогический эксперимент. Ведущей методикой диагностики ценностных ориентаций являлась адаптированная анкета М. Рокича
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ- Лицей № 2 г. Тулы. В ней участвовало 40 учеников 8 А и 8 Б классов.
Теоретическую основу исследования составили идеи личностного, культурологического, антропологического подходов в становлении ценностных ориентаций; теория о восхождении личности к ценностям; теория гуманистического воспитания, педагогической поддержки.
Этапы исследования
Первый этап(2005-2006г.г.)- первоначальное теоретическое исследование проблемы развития ценностных ориентаций; изучение философской, социологической, педагогической и психологической литературы.
Второй этап(2006-2007 гг.) – определяется тема исследования, его объект, предмет и гипотеза; разрабатываются модели организации воспитательной работы, происходит изучение ценностных ориентаций методом беседы, наблюдения, анкетирования, проводится экспериментальная проверка эффективности воспитательных мероприятий. Систематизировались, анализировались, обобщались результаты опытно- экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление ВКР.
Научная новизна
Определены условия успешного становления ценностных ориентаций во внеурочной воспитательной работе, а именно:
-ориентация воспитательной работы на развитие субъектности школьников;
-соответствие терминальных и инструментальных ценностей;
-внедрение системы классных часов «Гуманистические ценности в моем внутреннем мире»;
-реализация программы математического кружка «История математики в лицах».
Практическая значимость работы заключается в том, что:
-разработана система организации учебно-воспитательной работы с подростками, ориентированная на становление субъектности школьников, обеспечивающая становление терминальных и инструментальных ценностных ориентаций учащихся.
- создана технология организации перехода от воспитания к самовоспитанию в контексте содержания работы; обоснованы объективные критерии оценки эффективности воспитательной работы в области развития ценностной сферы подростков.
Таким образом, выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы классными руководителями и учителями математики в образовательном процессе средней школы, а также студентами педагогических вузов в период производственной практики.
Неполные предложения как характерная особенность неофициального стиля
Из всех указанных выше языковых особенностей официального и неофициального стилей следует остановиться подробнее на неполных (эллиптических) предложениях. Лингвисты замечают, что в связи с тем, что разговорный стиль чаще всего представлен в диалоге, под разговорной речью обычно понимают только диал ...
Влияние Болонского процесса на содержание современного российского
образования
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавш ...
Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.