Из истории становления и развития общеобразовательной школы известно, как на различных этапах решались задачи по осуществлению трудовой подготовки учащихся. Анализ исторического опыта позволяет выделить следующие устойчивые тенденции в работе по трудовому обучению школьников:
воспитывающая, политехническая, трудовая направленность всех видов учебно-воспитательной работы с учащимися;
осуществление трудового обучения как необходимой составной части общего образования;
включение учащихся в общественно полезный, производительный труд как в процессе трудового обучения, так и в порядке самообслуживания, в организации трудовых объединений школьников и в других формах;
достижение наибольшей эффективности в работе по трудовой подготовке школьников благодаря совместным усилиям коллективов школ и предприятий;
сочетание трудовой деятельности учащихся в условиях школьной учебно-мастерской базы с их производительным трудом в составе коллективов рабочих.
Цели технологического образования широкие. В самом общем виде цель технологического образования школьников – способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности. Постановка этой общей цели обусловлена по крайней мере следующими двумя факторами:
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд. Это положение говорит об определяющей роли трудового воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. Многофункциональный характер труда (способ удовлетворения человеческих потребностей, создатель общественного богатства, фактор общественного прогресса, средство формирования человека и развития общества в целом и т.д.) обуславливает его многостороннее влияние на формирование личности. Таким образом, труд служит могущественным средством развития всех сил и способностей человека (духовных, нравственных, физических).
Весь учебно-воспитательный процесс в школе направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть этого процесса.
Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности. Чтобы помочь учителю лучше осознать роль трудовой подготовки в формировании всесторонне и гармонично развитой личности, сформулируем компоненты общей цели технологического образования (или частные цели):
Развитие общих и специальных интересов и способностей учащихся к труду;
Подготовка учащихся к практической, в том числе созидательной, деятельности;
Ориентация учащихся на выбор массовых профессий материального производства и сферы обслуживания населения.
Первый компонент цели технологического образования обусловлен тем положением педагогики и психологии обучения и воспитания школьников, что содержание и характер интересов личности и ее способности не остаются неизменными, а развиваются по мере обучения и воспитания. Как известно в труде ярче всего проявляются интересы и способности человека. Поэтому необходимо использовать большие возможности трудового обучения для формирования как общих интересов и способностей (к учению, производительному труду, общению друг с другом и т.п.), так и специальных интересов и способностей (например, профессиональных). В связи с требованиями трудового образования у учащихся необходимо развивать способность ориентироваться во всей системе общественного производства.
Место учебного предмета «История» в федеральном
базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской ...
Содержание и этапы эмпирического исследования проявления согласованных
действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры
Для изучения особенности проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры мы провели исследование на базе МДОУ детский сад комбинированного вида 131 г. Комсомольска–на-Амуре. В исследовании участвовало 40 детей шестого года жизни. Были определены две группы ...
Психолого-педагогические аспекты детской игровой
деятельности
Игра - ведущая деятельность ребенка. Ее огромное значение в жизни детей побуждали многих ученых искать объяснения природы и происхождения этой удивительной детской деятельности. Существует много теорий детской игры. Теория исследует вопрос происхождения игры, то есть, почему и откуда возникла эта д ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.