Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.
Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.
Таблица 1.1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели |
Режимы | |
Функционирование |
Развитие | |
Тип/вид ДОУ |
Традиционный, типовой |
Инновационный |
Цели и задачи управления |
Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала |
Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности |
Субъект управления |
Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью |
Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы. |
Научные концепции управления, подходы |
Эмпирический, основанный на личном опыте |
Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития |
Мотивационное обеспечение |
Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы |
Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов |
Воспитательно-образовательный процесс |
Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях |
Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях |
Содержание образования |
Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ |
Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии |
Обеспечивают стабильные результаты |
Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов |
Организация воспитательно-образовательного процесса |
Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения |
Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ |
Нормативно-правовое обеспечение |
Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу |
Типовые документы становятся основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение |
Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения |
Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение |
Традиционные учебные программы и планы |
Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное |
Бюджетное и внебюджетное |
Материально-техническое обеспечение |
Организация базового процесса на имеющихся материалах |
Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития |
Программа экспериментального диагностического исследования
Цель диагностики: Изучение поведенческих характеристик детей склонных к уходу из семьи, безнадзорных детей. Определение уровня внутрисемейных взаимоотношений, ценностных ориентаций и жизненной позиции безнадзорных детей и подростков. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий. 2Провести ди ...
Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описа ...
Созыв Комитета Диринга и его деятельность по подготовке доклада
С середины ХХ века в английской парламентской традиции сложилась определённая процедура подготовки законодательных актов в сфере образования, как, впрочем, и в некоторых других. Премьер-министр или государственный секретарь по вопросам образования и науки назначает специальный комитет во главе с ав ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.