Педагогика и образование » Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности » Составляющие музыкально-эстетической культуры личности

Составляющие музыкально-эстетической культуры личности

На основе теоретических положений, а также анализа практических разработок в данной области представляется возможным изложить структурные элементы формирования музыкально-эстетической культуры детей в соответствии с ее личностным и деятельностным аспектами.

Очевидно, что при разработке структурных элементов формирования музыкально-эстетической культуры личности ребенка учитываются личностные и деятельностные ее аспекты.

Так, например, приоритетная цель формирования музыкально-эстетической культуры включает в себя компоненты личностного аспекта, а остальные элементы строятся на деятельностном аспекте музыкально-эстетической культуры, так как учебная деятельность учащихся является ведущей в процессе обучения музыке.

Одним из составляющих компонентов методики формирования музыкально-эстетической культуры детей является приоритетная цель, которая заключается в достижении наивысшего уровня сформированности музыкально-эстетической культуры личности. Необходимо подчеркнуть, что цель определяется личностным аспектом музыкально-эстетической культуры.

Следующей составляющей является содержание формирования музыкально-эстетической культуры в процессе обучения музыке, выраженное через организацию музыкальной деятельности.

Третьим структурным компонентом является выбор форм организации, обеспечивающих формирование музыкально-эстетической культуры в процессе обучения.

Выбор форм определяется их направленностью на цель: достижение наивысшего уровня сформированности музыкально-эстетической культуры. Следует отметить, что большое значение для формирования музыкально-эстетической культуры имеет как учебная, так и внеучебная работа по музыкальному воспитанию. Исходя из этого, среди форм учебной работы основное место отводится уроку музыки (традиционному и нетрадиционному).

Четвертым составляющим элементом, формирующим музыкально-эстетическую культуру детей являются специально отобранные методы. Возможно использовать следующие методы, связанные с музыкальной деятельностью:

1. Информационно-поисковый, предполагающий создание художественно-эстетических и проблемных ситуаций. Само по себе наличие художественно-эстетической ситуации еще не гарантирует обязательное включение детей в музыкальную деятельность. В основе метода создания проблемных ситуаций лежит противоречие между имеющимися знаниями, умениями, навыками, интересами, потребностями, способностями и тем, что предстоит решить. Проблемные ситуации следует рассматривать как отправной момент для включения школьников в добровольную, постепенно выходящую за рамки обязательности музыкальную деятельность. Главное здесь ни столько приобретение нужных дополнительных сведений, а развитие личностного, эмоционального отношения ребенка к самостоятельному добыванию информации.

2. Метод создания художественного контекста формирует музыкально-эстетическую культуру ребенка через «выходы» за пределы музыки и другие виды искусства (живопись, литературу), историю, природу, жизненные ситуации. Тем самым создаются предпосылки для эмоционального творческого восприятия, которое требует от ребенка «социального диалога», предполагающего активное взаимодействие со всей окружающей действительностью.

3. Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному», способствующий развитию более глубокого осознанного восприятия.

4. Метод создания «композиций» - прежде всего включает детей в практическую музыкальную деятельность. Также «композиции могут быть в виде ансамблей и солистов.

5. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней – опирается не только на процесс эмоционально-эстетического переживания музыки, но и на продуктивное мышление, позволяющее формировать музыкально-эстетическую культуру на более высоком уровне.

6. Метод «опережающих» знаний рассматривается как возможность включения детей в творческую музыкальную деятельность. Этот метод обусловлен самостоятельным принятием, выбором и выполнением творческих работ. Главным условием здесь является добровольность. Проявление волевого нажима со стороны воспитателя или учителя недопустимо.

Еще по теме:

Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Рассматривая проблему одаренности, как отмечает А.И. Савенков, «выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в ...

Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с ...

Формы работы социального педагога
Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи. Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности пробл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0395