Педагогика и образование » Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков » Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков

Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков

Страница 1

Реализация программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 53 г. Ижевска. Микрорайон школы обладает полинациональностью и поликультурностью. На его территории проживают представители таких народов, как русские, удмурты, татары, азербайджанцы, даргинцы, чеченцы, киргизы, узбеки, абхазцы, мордва, марийцы. Сложившаяся в районе в результате миграционных процессов ситуация поликультурности требует умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. Появилась необходимость воспитывать поликультурную личность, толерантную по отношению к представителям других народов, имеющую высокий уровень культуры межэтнического диалога. В этих целях была разработана программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, проживающих в микрорайоне школы.

Выборка:

В исследовании принимали участие:

15 подростков (6-8 класс) экспериментальной группы, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности.

15 подростков (6-8 класс) контрольной группы, не посещавших специальные тренинговые занятия.

Информация по изучению уровня толерантности учащихся МОУ СОШ № 53 г. Ижевска нами была получена из результатов тестирования и анкетирования, проводимых до и после посещения экспериментальной группой тренинговых занятий.

Были применены следующие диагностические методики:

Опросник эффективности воспитания толерантности у школьников-подростков П. Степанова;

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

Анкета определения проявлений этнической толерантности подростков в школе.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Стимульный материал опросника составляют утверждения, относящиеся как к общим установкам толерантного отношения к окружающему миру и другим людям, так и к конкретным ситуациям в различных сферах социального взаимодействия, в которых проявляются толерантность и интолерантность человека. Исследуется отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено анализу этнической толерантности - интолерантности (отношению к людям иной расы и национальности, предпочитаемой дистанции для представителей других культур и т.п.).

Оценка выявленного уровня толерантности может осуществляться по следующим ступеням:

22—70 — низкий уровень. Это говорит о возможной интолерантности опрашиваемого и наличии у него большого количества интолерантных установок, но отношению к окружающему миру и людям. 71 — 100 — средний уровень. Такие результаты показывают большинство опрашиваемых, характеризующихся сочетанием как толерантных, так и интолерантных черт личности. 101 — 132 — высокий уровень толерантности. Представители этой группы могут обладать выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо также понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что опрашиваемые, попавшие в этот диапазон, могут показывать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Условия развёртывания театрализованных игр в группах старшего дошкольного возраста
Для развёртывания театрализованных игр необходимо создание определённых условий. В первую очередь это соответствующая организация работы. Только разумная организация театральной игры детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, ра ...

Роль школьной библиотеки в учебном процессе
«Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский Библиотека в школе . Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою страте ...

Виды проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0322