Реализация программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков проводилась на базе МОУ СОШ № 53 г. Ижевска. Микрорайон школы обладает полинациональностью и поликультурностью. На его территории проживают представители таких народов, как русские, удмурты, татары, азербайджанцы, даргинцы, чеченцы, киргизы, узбеки, абхазцы, мордва, марийцы. Сложившаяся в районе в результате миграционных процессов ситуация поликультурности требует умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. Появилась необходимость воспитывать поликультурную личность, толерантную по отношению к представителям других народов, имеющую высокий уровень культуры межэтнического диалога. В этих целях была разработана программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков, проживающих в микрорайоне школы.
Выборка:
В исследовании принимали участие:
15 подростков (6-8 класс) экспериментальной группы, участвовавших в программе тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности.
15 подростков (6-8 класс) контрольной группы, не посещавших специальные тренинговые занятия.
Информация по изучению уровня толерантности учащихся МОУ СОШ № 53 г. Ижевска нами была получена из результатов тестирования и анкетирования, проводимых до и после посещения экспериментальной группой тренинговых занятий.
Были применены следующие диагностические методики:
Опросник эффективности воспитания толерантности у школьников-подростков П. Степанова;
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
Анкета определения проявлений этнической толерантности подростков в школе.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
Стимульный материал опросника составляют утверждения, относящиеся как к общим установкам толерантного отношения к окружающему миру и другим людям, так и к конкретным ситуациям в различных сферах социального взаимодействия, в которых проявляются толерантность и интолерантность человека. Исследуется отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено анализу этнической толерантности - интолерантности (отношению к людям иной расы и национальности, предпочитаемой дистанции для представителей других культур и т.п.).
Оценка выявленного уровня толерантности может осуществляться по следующим ступеням:
22—70 — низкий уровень. Это говорит о возможной интолерантности опрашиваемого и наличии у него большого количества интолерантных установок, но отношению к окружающему миру и людям. 71 — 100 — средний уровень. Такие результаты показывают большинство опрашиваемых, характеризующихся сочетанием как толерантных, так и интолерантных черт личности. 101 — 132 — высокий уровень толерантности. Представители этой группы могут обладать выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо также понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что опрашиваемые, попавшие в этот диапазон, могут показывать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Приёмы и средства формирования
ритмико-интонационных навыков у учащихся
Вполне естественно, что безупречная интонация является украшением речи, звучащей на любом языке. Однако не стоит драматизировать ситуацию с обучением интонационным навыкам в условиях современной основной школы. Поэтому, было бы гораздо разумнее научить учащихся основным модельным фразам в аппроксим ...
Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей
дошкольного и младше школьного возраста
Главным направлением в воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, является организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Эффективным методом уточнения ...
Предпосылки формирования лексической
стороны речи детей дошкольного возраста
Термин лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языков ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.