Начальное естественнонаучное образование имеет в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта. Происходит движение в сторону интеграции естественнонаучного и обществоведческого знания с целью формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.
Программа «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической ценности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативом «Экология для младших школьников». Факультативный курс призван решать следующие задачи:
1. Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
2. Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
3. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом факультативный курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Программа «Природа и люди» (автор З.А. Клепинина). Основой для отбора природоведческого содержания являются краеведческий принцип, принципы экологической и практической направленности, деятельностного подхода в обучении и развитии учащихся. Приоритетной целью является развитие личности ребенка. Задачи курса:
1. Дать учащимся знания о мире людей и мире природы; о здоровье человека как непреходящей ценности; о взаимоотношениях в системах «человек - человек», «природа - природа», «природа - человек» как основе экологизации сознания.
2. Совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.
3. Развитие личностных качеств ребенка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.
Программа «Окружающий мир» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов). Ее особенностью является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех лет обучения. Курс обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, принятие законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников, формирование в единстве этических и эстетических чувств. Воспитывающая функция курса заключается в социализации ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.
Педагогические условия, облегчающие процесс социальной адаптации подвозимых
подростков
Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изме ...
Педагогическая практика Средневекового Востока
Главным ретранслятором образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского письма. Овладение арабской письменностью было непременным условием для образованного человека и учителя. По исламской традиции обучение начиналось в семье. ...
Организация работы. Методы и приемы обучения. Формирование навыков учебной
деятельности
Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случая ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.