Отечественная психология рассматривает личность как продукт общественно-исторических условий и отводит деятельности, которую человек выполняет совместно с другими людьми, определяющее значение в развитии его личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем если она организована определенным образом, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.
И.М. Кононова и С.Н. Литвинова понимают игровое взаимодействие как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения как личностную основу взаимодействия. Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что в свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия.
Ознакомление с практикой работы дошкольных учреждений свидетельствует, если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены. Детские игровые объединения возникают главным образом в самостоятельной, свободной от прямого влияния взрослого детской деятельности, что характерно для творческой игры дошкольника.
"Взаимоотношения", так же как и близкое ему понятие "межличностные отношения", - это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер. С учетом особенностей проявления отношений между детьми Т.А. Репиной было условно выделено три основных их вида: собственно-личностные отношения, оценочные и деловые (вернее, их зачатки) [40]. В реальной действительности все три вида отношений чаще всего выступают слитно, в единстве. Отношения первого вида в большей степени, чем остальные, непосредственны и эмоционально окрашены. В отношениях оценочных и деловых ярче, чем в первых, представлено рациональное начало.
М.И. Лисина дает такое определение понятия "взаимоотношения", - как личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности, а "взаимодействие" - компонент совместной деятельности и отношений. Общение представляет собой "особую потребность человека". Общение обязательно включает взаимные действия партнеров.
Под взаимодействием А.В. Запорожец, М.И. Лисина понимают процесс выполнения несколькими индивидами согласованных действий. Они считают основой взаимодействия такие действия, которые согласованы с партнером и выполняются вместе с ним. Совместные действия взаимообусловлены и направлены на осуществление общей цели. Кроме того, по их мнению, взаимодействие - это фон, на котором в процессе общения осуществляется выражение ребенком своего отношения к другому человеку.
Процесс собственно личностного развития ребёнка под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом. В доступных для ребёнка (с учётом его возраста) видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются соответствующие формы правил и норм человеческих отношений, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения.
В игровой деятельности проявляется взаимодействие: во-первых, между субъектом и объектом деятельности, во-вторых, между субъектами деятельности. В первом случае, качественно изменяются способы деятельности, что приводит к развитию и обогащению содержательного аспекта взаимодействия. Во втором случае взаимодействие между субъектами деятельности порождает изменение в межличностных отношениях, формируется социальная направленность субъектов. Итак, на фоне взаимодействия возникают межличностные отношения между субъектами деятельности. Основным условием возникновения и развития общения и взаимоотношений является совместная игровая деятельность. Различные виды межличностных отношений осуществляются при помощи специфических высказываний или соответствующих действий.
Российское образование в конце XIX – начале XXI века
С начала 70‑х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, по ...
Особенности воспитание самостоятельности в старшем
дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я ...
Развитие ребенка в дошкольный период
Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особе ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.