Для развития согласованных действий в строительной игре и на занятиях по конструированию у детей шестого года жизни необходимо создать следующие условия:
· организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные наборы и т. д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей;
· обеспечить время и место для игр со строительными материалами;
· бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит "возвращаться" к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам; показывать ребенку постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им;
· создавать условия для обыгрывания построек. Для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, фигурки людей и животных и др.).
· объединять детей для совместных построек. Создавать ситуации, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.
· учить детей бережно обращаться со строительными материалами, аккуратно разбирать постройку, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки. (17) Жуковская Р.И. указывала на то, что каждому ребенку необходимо овладеть правилами поведения в коллективе в процессе строительной игры: 1) "Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть". 2) "Подумай, с кем ты будешь играть". 3) "Игру доводить до конца с тем, с кем начал". 4) "Играть надо дружно". 5) "Постройки не разрушать, а разбирать, строительный материал не сваливать, а складывать".
В строительных играх могут быть успешно решены такие задачи, как воспитание устойчивости внимания, умение задумать постройку и выполнить ее, добиться намеченного результата. В этих играх развивается точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус. Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление; приучают к сосредоточенной, упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих детских садах. Между тем в дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова).
Кроме свободного конструирования, следует давать детям задания, упражнения игрового порядка: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку. Учат детей строить и конструировать и во время игр, и на специальных занятиях. Характер заданий следует постепенно усложнять. Лиштван З.В. выделяет следующие основные приемы обучения конструированию:
· Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснением действий.
· Показ образца готовой постройки, выполненной воспитателем, с последующим анализом входящих в нее элементов.
· Использование готовой постройки, показывающей, как можно отразить тот или иной предмет в строительном материале.
· Показ отдельных приемов конструирования, которыми дети овладевают для сооружения построек.
· Предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично (заканчивают ее дети сами).
· Сообщение темы постройки с указанием условий, которые дети должны выполнить.
· Выполнение детьми построек по собственному замыслу. Усложнение заданий заключается главным образом в том, что от подражания действиям воспитателя, детей ведут к самостоятельному решению конструктивных задач все возрастающей трудности.
В соответствии с целями и задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию, нами рассмотрены особенности развития детей шестого года жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
Понятия "взаимоотношение", "взаимодействие", "общение", "согласованные действия" тесно взаимосвязаны. Согласованными действия могут быть лишь в совместной деятельности, в которой проявляются взаимоотношения через общение. Проблема формирования умений согласованно действовать освещается во многих исследованиях и в разных аспектах. Для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом. Исследования показывают, что умение согласованно действовать в труде, на занятиях, в играх имеет общие для всех особенности и является следствием целенаправленной работы воспитателей с детьми.
Возможности учебного материала для развития мировоззрения, мышления,
политехнического развития обучения
Научные возможности темы "Основы электродинамики" огромны. Здесь учащиеся знакомятся с новыми физическими величинами, законами, значение и тех и других очень важно в жизни: учащиеся впервые знакомятся с новыми физическими величинами и единицами их измерений; знакомятся с новыми физическим ...
Процессы обслуживания читателей в школьных библиотеках
Приняв за аксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей и библиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросов почти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику и ресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий техно ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех детей в активную учебную работу, т.к. только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.