Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути.
Общий смысл формирования состоит в том, что педагогам желательно переводить детей с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
* актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
* создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
* коррекция дефектных мотивационных установок
* изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Формирование включает несколько направлений – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью.
В педагогической практике часто работа по формированию мотивов деятельности детей проходит на каком-нибудь одном этапе занятия, преимущественно в его начале, что является не совсем правильным. Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности на протяжении всего занятия. Поэтому сама формулировка “формирование мотивов у детей” кажется не вполне корректной. Педагог может лишь способствовать процессу, мотивообразования учащихся, а не формировать за них мотив, как таковой.
Рассмотрим пути и методы повышения мотивации к учебной деятельности.
Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала при разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе иллюстративного материала педагогу необходимо учитывать характер потребностей своих воспитанников, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям детей и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей (учет «зоны ближайшего развития»). Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно для их понимания, должно опираться на имеющиеся у них знания и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным, обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий.
Педагогическое взаимодействие как условие воспитания школьников
Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности. Общение не просто ряд последовательных действий (деятельности) обобщающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их ...
Классификация моделей по области использования
По области использования модели делятся на: - Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы; - Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его бу ...
Гипотеза исследования
«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоци ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.