Педагогика и образование » История педагогики и образования: основные аспекты » Идея всеобщего обучения Я.А. Коменского

Идея всеобщего обучения Я.А. Коменского

Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в. Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849). Переработанная, расширенная и переведённая на латинский язык "Дидактика" под названием "Великая дидактика" (1633-38) стала основной теоретической базой средней ступени образования.

Внешне эта идея Я.А. Коменского сходна с идеей энциклопедизма, распространенной в Европе его эпохи. На самом же деле идея пансофии Я.А. Коменского была гораздо глубже, она предполагала большее, чем овладение какими-то общими сведениями из различных областей действительности. Пансофия, в понимании Я.А. Коменского, — это отражение в сознании человека всего реально существующего, а не выдуманного мира со всеми его сложностями и противоречиями.

В общем, для понимания пансофических идей Я.А. Коменского, которые являются краеугольным камнем его педагогической концепции в целом, необходимо иметь в виду его основополагающую мысль о пангармонии, согласно которой все в мире органически связано между собой и отдельные части целого отражают в себе черты общего.

Проблема пансофии у Я.А. Коменского рассматривалась в его трудах весьма многогранно, применительно же к его педагогической системе она играла важнейшую роль при решении вопроса как о содержании образования, так и об организации и методах обучения. В упоминавшемся уже ранее всемирно известном труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский как раз и сформулировал цель воспитания подрастающего поколения на основе своей концепции пансофизма.

Еще по теме:

Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...

Понятие универсальных учебных действий, их виды
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, ...

Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0245