4) заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
В учебный материал заложены такие виды заданий (тема «Слово»):
Проверочное списывание. Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.
Сентябрь
По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.
Но никто не подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.
А яблоки даже краснеют…
Одни каштаны от холода ежатся.
(По В. Хмельницкому)
Составь свое предложение по схеме и запиши.
сентябре .
Составь предложения по схемам. Запиши предложения:
а) (кто?) (что делает?) (какой?) (что?) (где?)
б) (какой?) (кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)
в) (какие?) (что?) (что сделают?)
Тема «Предложение»:
Составь предложение из слов. Запиши. Помни о правилах записи предложений!
а) осен(н)ий, круж(и, ы)т, лист(ь)я, ветер, опавшие
б) медленно, по, тучи, п(о, а)лзут, серому, небу
в) урок, в, чтения, кла(с, сс)е, нач(а, я)лся, нашем
Прочитай текст и определи границы предложений
Запиши текст. Помни о правилах записи предложений!
Звенит будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса распевают птицы легкий ветерок гуляет по комнате у меня с утра очень хорошее настроение!
Тема «Текст»:
прочитай и озаглавь текст, запиши заглавие.
Пошел дождь. Все звери попрятались, а любопытный ежик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ежик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.
(По В. Хмельницкому)
Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.
Наконец стихи были готовы, и он сказал:
– Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
Сначала стихи про Знайку.
Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи.
Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.
Прочитай. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Запиши текст. Озаглавь текст.
На ней много-много цветов. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы лепестками машут.
Составь текст, используя в нем данные слова: класс, Анна, Кирилл, Элла, коллектив, грамматика, орфограммы, иллюстрации, граммы и килограммы, сумма.
Озаглавь и запиши текст
Проверь себя. Найди знакомые орфограммы и подчеркни их.
Такие задания закрепляют изученные темы: «Слово», «Предложение» и «Текст», тем самым не только совершенствуют навык каллиграфии, орфографической зоркости, но и развивают речь. В пособии включены упражнения не только на списывание, но и осложненные, выборочные. Предусмотрены также упражнения, выполняя которые дети самостоятельно записывают предложения и тексты.
Сравнительный анализ содержания учебного материала, направленного на развитие письменной связной речи в учебниках русского языка по программам «Школа России» и «Школа 2100».
Обратим внимание на образовательную программу «Школа России». Одним из достоинств данной системы является учебник-тетрадь для первого класса. При определении содержания учебника исходным является положение о том, что обучение русскому языку в 1-ом классе – это пропедевтический этап в системе начального курса обучения. Здесь предусматривается работа над словом, предложением, текстом, их функциями в общении.
Пропедевтический этап системы ставит целью подготовить первоклассников к усвоению во 2-ом – 4-ом классах теории языка на речевой основе, то есть создать условия для осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. В первом классе центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия о оформления в устной и письменной речи. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, роль текстовых синонимом. Слово как единица языка не представлено в 1-ом классе на уровне части речи. Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу – главные члены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения, обращали внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или восстановления – деформированных.
Концепция поддержки и развития детского чтения
В современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколен ...
Организация взаимодействия родителей и учреждения дополнительного
образования
Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в различных научных исследованиях. Ученые Л.В. Архангельский, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. Они единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем в ...
Методика организации лекционного занятия
В педагогической литературе рекомендуется использовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используется при чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах, в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужные иллюстрации. Вводную част ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.