По мнению М. К. Бурлаковой, при семантической афазии грубо нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний, включенных в конструкцию: покажите гребешок ручкой, покажите ручку карандашом. При выполнении этих заданий больные соскальзывают на прямой порядок действия с предметами, игнорируя флективные семантические признаки пространственной направленности действия. Такие же трудности в определении направленности действия возникают у больных при понимании предложений: Колю ударил Петя. Кто драчун?, при нахождении аналогичного предложения из двух предъявленных: Солнце освещается Землей, Земля освещается солнцем или Земля освещает солнце, Солнце освещает землю.
Наибольшие трудности возникают у больных с семантической афазией в решении логико–грамматических словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа брат отца – отец брата, которые можно решить, лишь соотнося с определенными смысловыми родственными категориями: дядя – брат – отец.
М. К. Шохор-Троцкая указывает, что у больных с семантической афазией сохраняется понимание элементарных фраз, передающих "коммуникацию событий", например: "Дети идут в лес. Они будут собирать грибы. К вечеру они должны вернуться домой". Такие фразы могут состоять из 7 – 11 элементов и быть свободно поняты больными с этой формой афазии. Однако кроме словосочетаний по типу "коммуникации событий", организованных сугубо по законам синтагматической организации высказывания, существует сложная система "коммуникации отношений", которая обусловлена парадигматическим единством части и целого, сопричастности или пространственного взаимодействия предметов.
Как отмечает М. К. Бурлакова, трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Например: Я отправился в столовую после того, как поговорил с сестрой. Или не обнаруживают аналогичности предложения типа: Шел дождь, потому что было мокро; Слон не почувствовал укола, так как у него серая кожа и т. д. При семантической афазии утрачивается понимание метафор, пословиц, крылатых слов, не обнаруживается в них переносного смысла. Так, метафоры каменное сердце, железная рука, пословица Не плюй в колодец, пригодится воды напиться понимаются ими в прямом, конкретном смысле.
По мнению Л. С. Цветковой, семантическая афазия не дает, как правило, внешних признаков грубого нарушения речи: больные этой группы понимают обращенную к ним бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов. Однако детальные исследования обнаруживают у них глубокое нарушение смыслового строя речи: от сложного строения слова остается лишь его непосредственная предметная отнесенность. Понимание речи доступно лишь в пределах просто построенных фраз, в то время как восприятие и понимание сложных грамматических конструкций и логико-грамматических отношений слов во фразе оказываются нарушенными. Поэтому грубые дефекты понимания речи выступают сразу же, как только больным предъявляются речевые конструкции, смысл которых не может быть понят ситуационно и становится ясным лишь из соотнесения входящих в фразу слов, из совмещения их в единой логико-грамматической системе.
Методические основы изучения раздела «Человек» в
средней школе
Следует отметить, что биология, как учебный предмет, представляет определенное значение для учащихся при получении образования в целом, так как познаются закономерности проявления жизни, а значит и закономерности функционирования организма человека. На протяжении некоторого времени формируется и со ...
Определена миссия корпоративного университета
Определена миссия корпоративного университета, предполагающая описание его предназначения для внешней (надсистемной) и внутренней (подсистемной) образовательной деятельности в соответствии с потребностями личности, общества и государства. Нами выявлены следующие направления миссии корпоративного ун ...
Современные тенденции дошкольного образования
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством обр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.