Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства зрячеслышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части своего тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у зрячеслышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действиями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выполнения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, включает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»).
Познание себя происходит у зрячеслышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У слепоглухих детей сфера самоосознания формируется медленнее. И это диктует необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важнейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.
Следует отметить, что на создание образа своего «я» оказывает большое влияние установка слепоглухого по отношению к себе. Самооценка такого ребенка, отношение к нему сверстников и взрослых – все это воздействует на формирование внутреннего мира слепоглухого.
Таким образом, на данном этапе целесообразны следующие направления коррекционно-развивающей работы:
формирование адекватной самооценки у слепоглухого ребенка;
формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым;
формирование взаимодействия и общения ребенка со сверстниками.
Формирование адекватной самооценки особенно касается детей, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможенных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.
У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста необходимо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребенка и других детей (например, оторвал пуговицу от пальто другого ребенка – все ребята будут гулять меньше, потому что сначала нужно пришить пуговицу).
Взаимодействие взрослых с детьми должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей, формировать интерес к окружающему миру и какой-либо деятельности. На этом этапе важна поддержка инициативы ребенка и одобрение его действий. Это должно быть связано с конкретными действиями, заданиями (например, аккуратно и быстро поел, застегнул одежду или обувь).
Главными условиями личностного роста ребенка, т.е. формированием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности – являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные чувства между сверстниками.
Признание успехов ребенка взрослыми, общение и хорошее отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстников способствует формированию самооценки, адекватной оценки собственных поступков, достижению главной цели – развитию самосознания и формированию образа самого себя.
Проблема социально-личностного развития слепоглухих детей является одной из ведущих в области психологии лиц с нарушениями развития, и ее решение имеет большое значение.
Актуальность социально-личностного развития данных детей определяется их трудностью, вследствие нарушения зрения и слуха, взаимодействия с окружающим миром, проблемой социальной адаптации, становления ребенка как личности, осознания своего места в обществе.
В ходе написания курсовой работы, поставленные цели были достигнуты. Были определены основные причины недостатков социально-личностного развития и намечены основные направления коррекционно-развивающей работы по их преодолению.
Таким образом, комплексная коррекционно-развивающая работа, направленная на социально-личностное развитие слепоглухих детей, помогает им уточнять и создавать новые впечатления об окружающем мире, совершенствует их коммуникативную деятельность, способствует сплочению детского коллектива и налаживанию взаимоотношений со взрослыми, вследствие чего у ребенка происходит адекватное осознание самого себя.
Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, нача ...
Дидактические упражнения для развития пространственных представлений
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с ...
Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.