Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства зрячеслышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части своего тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у зрячеслышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действиями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выполнения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, включает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»).
Познание себя происходит у зрячеслышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У слепоглухих детей сфера самоосознания формируется медленнее. И это диктует необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важнейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.
Следует отметить, что на создание образа своего «я» оказывает большое влияние установка слепоглухого по отношению к себе. Самооценка такого ребенка, отношение к нему сверстников и взрослых – все это воздействует на формирование внутреннего мира слепоглухого.
Таким образом, на данном этапе целесообразны следующие направления коррекционно-развивающей работы:
формирование адекватной самооценки у слепоглухого ребенка;
формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым;
формирование взаимодействия и общения ребенка со сверстниками.
Формирование адекватной самооценки особенно касается детей, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможенных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.
У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста необходимо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребенка и других детей (например, оторвал пуговицу от пальто другого ребенка – все ребята будут гулять меньше, потому что сначала нужно пришить пуговицу).
Взаимодействие взрослых с детьми должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей, формировать интерес к окружающему миру и какой-либо деятельности. На этом этапе важна поддержка инициативы ребенка и одобрение его действий. Это должно быть связано с конкретными действиями, заданиями (например, аккуратно и быстро поел, застегнул одежду или обувь).
Главными условиями личностного роста ребенка, т.е. формированием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности – являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные чувства между сверстниками.
Признание успехов ребенка взрослыми, общение и хорошее отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстников способствует формированию самооценки, адекватной оценки собственных поступков, достижению главной цели – развитию самосознания и формированию образа самого себя.
Проблема социально-личностного развития слепоглухих детей является одной из ведущих в области психологии лиц с нарушениями развития, и ее решение имеет большое значение.
Актуальность социально-личностного развития данных детей определяется их трудностью, вследствие нарушения зрения и слуха, взаимодействия с окружающим миром, проблемой социальной адаптации, становления ребенка как личности, осознания своего места в обществе.
В ходе написания курсовой работы, поставленные цели были достигнуты. Были определены основные причины недостатков социально-личностного развития и намечены основные направления коррекционно-развивающей работы по их преодолению.
Таким образом, комплексная коррекционно-развивающая работа, направленная на социально-личностное развитие слепоглухих детей, помогает им уточнять и создавать новые впечатления об окружающем мире, совершенствует их коммуникативную деятельность, способствует сплочению детского коллектива и налаживанию взаимоотношений со взрослыми, вследствие чего у ребенка происходит адекватное осознание самого себя.
Основные принципы сенсорного развития детей
Ознакомление детей с системами сенсорных эталонов проходит поэтапно. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор оди ...
Содержание работы социального педагога коррекционной школы по
формированию здорового образа жизни учащихся
Сформированность здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого её члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: Если созд ...
Характеристика анимационных развивающих программ
Шульга И.И. («Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен») выделяет основные современные направления анимационной деятельности: рекреационная, педагогическая, социально – культурная и музейная анимация. Педагогическая анимация, по мнению Курило Л.В. («Теория и пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.