Педагогика и образование » Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения » Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения

Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения

Страница 2

Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

2) вылепить героя из пластилина;

3) разыграть сценку;

4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

1) составить рисуночный диафильм;

2) найти крылатое выражение в сказке;

3) придумать счастливую концовку к сказке;

4) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

1) выразительное чтение басни и ее драматизация;

2) придумать экспозицию басни;

3) составление литературной мозаики;

4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;

5) разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке использовать и такие виды заданий:

1) Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.

2) Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:

– добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

– заменить рассказчика дальше;

– изменить грамматическое время глагола;

– придумать, как могли разворачиваться события дальше.

Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.

Также можно использовать и такие формы работы как:

1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

2) подготовить выставку книг одного из авторов;

3) найти дополнительный материал в энциклопедии;

4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности.

Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. «Мама, папа, я – читающая семья», сотрудничество с сельской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.

Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Основные типы химической связи
Из курса химии VIII класса вам известно, что атомы могут соединяться друг с другом с образованием как простых, так и сложных веществ. При этом возникают различного рода химические связи: ионная, ковалентная (неполярная и полярная), металлическая и водородная. Вспомним, что один из существующих пока ...

Паспорт общеобразовательного учреждения
Тип и вид образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №175. Год открытия – 1982. Год преобразования – 1995. Адрес: 663690 г.Зеленогорск Красноярского края ул.Парковая, 6. Директор - Небесная Валентина Ивановна. Телефоны: 8(391-69)2-2 ...

Классификация компетенций
В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); обще ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0178