Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.
Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.
При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:
1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
2) вылепить героя из пластилина;
3) разыграть сценку;
4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:
1) составить рисуночный диафильм;
2) найти крылатое выражение в сказке;
3) придумать счастливую концовку к сказке;
4) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.
При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
1) выразительное чтение басни и ее драматизация;
2) придумать экспозицию басни;
3) составление литературной мозаики;
4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;
5) разгадывание кроссвордов.
Для развития творческой активности на уроке использовать и такие виды заданий:
1) Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.
2) Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:
– добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
– заменить рассказчика дальше;
– изменить грамматическое время глагола;
– придумать, как могли разворачиваться события дальше.
Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.
Также можно использовать и такие формы работы как:
1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
2) подготовить выставку книг одного из авторов;
3) найти дополнительный материал в энциклопедии;
4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.
Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности.
Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач.
Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. «Мама, папа, я – читающая семья», сотрудничество с сельской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.
Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей
Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических
качеств
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыков физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. Поэто ...
Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей
младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...
Диагностика мотивации учения у младших школьников
В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек. Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.