2 уровень речевого развития определяется в литературе как « начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. («Да тени Ника».- «Дай желтую книгу».) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. В речи детей имеется довольно большое количество слов, но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения, что проявляется в вербальных парафазиях. Иногда с целью пояснения значения слов используются жесты.
3 уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматические фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.
Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащаются за счет существительных и глаголов. Вместе с тем, в процессе речевого общения, часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («кресло»- «диван», «вязать»- «плести»). Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений, при употреблении которых появляются выраженные нарушения.
Т.Б. Филичева выделила также четвертый уровень, так называемое нерезко выраженное общее недоразвитие речи. К нему относятся дети с нерезко выраженными, остаточными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематического строя речи. Несмотря на то, что словарный запас детей четвертого уровня приближен к норме, в нем можно выявить ряд пробелов. При достаточном обиходном словаре дети затрудняются в названии птиц (страус), растений (кактус), не знают названий частей тела (ступня). Прослеживается тенденция к лексическим заменам по видовым ситуативным и функциональным признакам. Обнаруживаются стойкие ошибки в образовании уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм некоторых слов. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проявляется в употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.
В классификации Е.М.Мастюковой выделяются три группы детей с ОНР:
I группа - неосложненный вариант общего недоразвития речи: имеются признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности, т.е. отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы.
II группа – осложненный вариант общего недоразвития речи церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-эцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.
III группа - стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия.
Формирование представлений о величине
Обучение сравнению размера предметов. Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позвол ...
Социальный паспорт класса
Социальный портрет 10 «а» класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися. В классе учатся 25 учеников: 14 девочек и 11 мальчиков. Большинство детей в классе из полных, благополучных семей. Большинство учащихся по состояни ...
Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
На основе анализа педагогической теории и практики нами были выделены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: 1)функционирование лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской дея ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.