Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, направленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках кружковой работы по изобразительной деятельности. Самая актуальная информация лестница 3 ступени тут.
Формирующий эксперимент включал три этапа: подготовительный, основной (обучающий) и творческий. Содержание и задачи каждого этапа отражены в Приложении 9.
Программа работы кружка по изобразительной деятельности «В мире чудес»
Цель: Осуществление целенаправленного подхода в работе кружка изобразительной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма.
- Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении.
- Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).
- Развивать навыки конструирования.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам.
- Развивать любознательность, воображение.
- Расширять запас знаний и представлений.
Принципы построения программы:
Систематичность и последовательность.
Доступность.
Индивидуальный подход к детям.
Игровая подача материала.
Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.
Развивающего обучения.
Наглядности.
Условия реализации программы:
- Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей
- Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
- Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
- Общение с искусством.
- Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
- Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
- Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
- Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Направления работы:
- Развитие творческой активности.
- Развитие технических умений и навыков изобразительной деятельности.
- Развитие познавательных процессов.
- Совершенствование навыков коллективного общения.
Используемые методы работы:
- Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец).
- Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение).
- Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).
Формы работы:
- регламентированная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
В ходе формирующего эксперимента мы предложили систему занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования основных умений и навыков, которые необходимы ребенку на начальном этапе обучения в школе (Приложение 10).
Содержание и специфика подготовительной работы перед занятиями различных
видов изобразительной деятельности
Подготовительная работа к занятиям по изобразительной деятельности складывается из нескольких последовательных этапов, рассмотрим их. Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования — от этого во многом зависит успешное выполнение работы с детьми. Под ...
Структура, содержание и виды сюжетно – ролевой игры
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области п ...
Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в
разных возрастных группах на занятиях разного вида
В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов. У педагога более широкая задача: подготовить не только материал для занятий, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.