Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Если в ходе учения у школьника создаётся постоянная удовлетворённость, что наблюдается при облегчении учебного труда, например при объяснительно– иллюстративном типе обучения, когда перед учениками ставятся готовые цели или знания сообщаются в готовом виде, то это приводит к свертыванию активности и действенности самого ученика. Постоянная неудовлетворенность побуждений к учению так же снижает действенность мотивов самих учащихся. Следовательно, оптимальный путь подбора учебного материала, видимо, состоит в разумном сочетании ситуаций неудовлетворенности побуждений, приводящих к потенциально активному состоянию готовности к учебной деятельности, с удовлетворенностью других побуждений, формирующих действенные мотивы учения и создающих его положительный эмоциональный фон. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения. Только при этом условии у учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном познании мира.
Также, по нашему мнению (мы согласны с автором статьи О.И. Бельконь «К проектированию «Сопровождающего курса математики»), в содержание учебного материала (или во вне учебных формах жизни детей) нужно рассматривать вопросы и непонимания учеников возникавшие (например) на уроках математики, где им не было места (так как урок математики преследует другие цели и задачи):
– вопросы о смысле происходящего на уроке, целях учения;
– вопросы о формах и способах работы на уроке (о нормах работы в группе, о нужности учебника, о форме вопросов…);
– вопросы о новом языке математики;
– о метапонятиях…
Мы считаем, что ребёнок не должен принимать всё сказанное учителем как данность, он должен понимать смысл всего происходящего на уроке: каждого слова, каждого понятия и действия, получать ответы на все интересующие его вопросы (конечно не в готовом виде от учителя, а путём исследовательской работы и обсуждения с одноклассниками и взрослыми), иначе он очень быстро потеряет интерес, и не только к данному предмету, но и ко всему процессу обучения.
Так же, изучив психолого-педагогическую литературу и учебники начальных классов, мы попытались определить требования к форме организации учебного процесса, выполнение которых, по нашему мнению, способствует развитию учебной мотивации. Это:
♦ разумная наглядность, т.к. у детей очень хорошо развито наглядно-образное мышление, освоение материала при помощи наглядных пособий идет более эффективно. Но наглядность должна быть разнообразной и «правильно изображенными», реально отражать предметы мира (особенно которые детям не знакомы из личного опыта), правильная цветовая гамма (главное на рисунке более яркое, а второстепенное – «фон»).
Например, использование наглядных пособий при изучении новой темы «Скорость движения». Изобразительные пособия: – картинки с изображением пути, расстояний (дорожки, шоссе, мосты…).
Демонстрационный материал:
таблицы для объяснения основных отношений скорости, времени и расстояния;
схемы, модели, чертежи краткой записи;
раздаточный материал;
схемы решений задач;
чертежи задач, таблицы с записью данных.
При написании сочинений по теме «Осень в лесу», «Зимние забавы», и др. использование картин по данной тематике. При изучение правил использование различных таблиц со схематическим отображением этого правила.
♦ интерес и занимательность. Интерес у детей младшего школьного возраста, вызывает материал представленный в виде занимательных задач и викторин; задания, которые способствуют развитию математического мышления, воображения и памяти.
Например, на уроке русского языка дети очень любят решать кроссворды и всевозможные ребусы.
Но занимательность может выражаться не только в неординарности задачи, но может быть заданна неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (интервью, путешествие в сказку и т.д.). Всегда можно отыскать что-нибудь интересное и увлекательное.
♦ привить интерес к урокам помогают старинные задачи (на уроках математики), или рассмотрение старинных рукописей, старого алфавита (на уроках русского языка). На таких уроках больше возможности поговорить об истоках наук, значении математики и письма для наших предков.
♦ большой интерес у детей на уроках появляется при выполнении заданий, которые отражают нашу действительность, окружающий нас мир.
Например, составление задач на материале родного края (из источников газет, рассказа взрослых, личного опыта).
Стиль и уместность высказывания
Понятие уместности, как было отмечено выше, лингвисты интерпретируют как правильный выбор стиля субъектом речи. Термин «стиль», однако, в лингвистической литературе трактуется неоднозначно (что вызвано вполне объективной причиной, а именно, многоаспектностью исследуемого объекта). Как отмечают А.Д. ...
Психологические особенности компьютерного тестирования
Если по результатам тестирования регулярно вести учет выполненных заданий по каждому учащемуся, то будет создаваться достаточно ясная картина учебных достижений и пробелов, как по каждому отдельному ученику, так и по группе в целом. При этом можно легко отслеживать как индивидуальную структуру знан ...
Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста через развитие речи
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.