Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Диагностика мотивации учения у младших школьников

Диагностика мотивации учения у младших школьников

Страница 1

В ходе исследования был проведен эксперимент в двух третьих классах, экспериментальном и контрольном средней школы №189 города Новосибирска. В классах по 20 человек.

Экспериментальный класс очень дружный и дисциплинированный. На уроке с ними легко работать, так как каждый хочет ответить, никто не остается равнодушным.

Но при этом в классе есть три человека, которые усваивают учебный с трудностями. Когда же в урок включаются коллективные или творческие задания можно заметить, как эти дети преображаются, пытаются ответить.

В ходе экспериментальной работы при изучении и диагностике познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика – методика выбора любимых учебных предметов.

Цель: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые. Эта методика проверялась, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

Перечень предметов:

Русский язык;

Математика;

Чтение;

Природоведение;

Труд;

Рисование;

Музыка;

Физкультура.

По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним.

На графиках 1 и 2 представлены обобщенные результаты.

Анализ графиков 1 и 2 позволяет констатировать, что наибольшее количество учащихся в экспериментальном классе предпочитают такие уроки, как рисование – 80%, труд – 75%, физкультура – 55%. по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. В контрольном классе предпочтение отдается таким предметам, как чтению – 70%, математике – 50%, природоведение – 50%. Так как на этих уроках узнают много нового, полезного.

На втором месте в экспериментальном классе оказались остальные учебные дисциплины – математика, русский, природоведение, так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность. В контрольном классе на втором месте оказались такие учебные предметы, как русский, музыка, труд, физкультура.

В результате опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе при использовании интересных и увлекательных заданий, организации групповой и индивидуальной деятельности опираясь на опыт и потребности учащихся, у учащихся возрос интерес к учебным предметам: математике, чтению, природоведению, русскому языку.

В контрольном классе интерес к учебным предметам остался без изменения.

Диагностика мотивов учебной деятельности

Цель: выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.

Анкета:

Учусь потому, что на уроке интересно;

Учусь потому, что заставляют родители;

Учусь потому, что хочу больше знать;

Учусь, чтобы потом хорошо работать;

Учусь, чтобы доставлять радость родителям;

Учусь, чтобы не отставать от товарищей;

Учусь, чтобы не опозорить свой класс;

Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.

Учусь, потому что нравиться учиться.

Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.

По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.

На графиках 3 и 4 представлены обобщенные результаты.

Анализ графиков 3 и 4 позволяет выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, – учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс, нравиться учиться.

В контрольном классе преобладающими мотивами учения являются мотивы, – учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс.

В результате проведенной работы в экспериментальном классе ведущие мотивы учебной деятельности остались, на высоком прежнем уровне, а также поднялся показатель мотива – учусь, потому что на уроке интересно – 20%, в наше время нельзя быть незнайкой – 10%, учусь, что бы хорошо работать – 5%, потому что нравится учиться – 10%, снизился уровень мотива – учусь, потому что заставляют родители – 10%.

В контрольном классе ведущие мотивы учения не изменили своих показателей. Мотив учения – учусь, чтобы не отставать от своих товарищей поднялся на 5%, нельзя быть незнайкой на 10%.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории
Говоря о сочетании традиционного и инновационного необходимо отметить такую особенность, как взаимопревращение инновации и традиции. Сосуществование нормы и инновации, которые динамично взаимодействуют, развиваются, является существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет то, что сущест ...

Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де ...

Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Гово ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2307