Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания — учить миру. А это значит: 1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету — к лучшему; 2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех; 3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы; 4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет; 5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе — научиться содействовать необходимым переменам. В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, дошкольных учреждений и дополнительного образования — бывших внешкольных), семьи и других организаций.
Само слово «воспитание» подсказывает нам, что это непрерывно возобновляющееся приобретение человеком необходимых в общественной жизни опыта, знаний, качеств личности. Воспитание, как замечательно говорил В. Г. Белинский, — это великое дело: им решается участь человека.
Постепенно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп. Разворачивая сегодня практическую работу, необходимо добиваться единства взглядов на педагогически целесообразное использование этих форм и методов в школе, внешкольных учреждениях (дополнительного образования) и жилых массивах (по месту жительства) и др., учитывая специфику их деятельности, привлекая к участию семьи воспитанников.
Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
Детей следует знакомить с государственной и военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы — сравнивая и комментируя предметы разного времени.
Познавательные интересы старших подростков значительно расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному и физическому самосовершенствованию, к общению с разными людьми, интерес к науке, технике, искусству и так далее. Все это требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и целеустремленности, самоутверждения как личности через социально значимую деятельность. Начинает формироваться «Я — концепция».
Нравственное и гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развития сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этических ценностей.
Формы патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учебой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни.
Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). В XXI в. необходимость воспитания гражданственного самосознания и патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси, России игнорировались учителями истории, в после-перестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим больше быть «Иванами, не помнящими родства».
Методы и принцИпы обучения в
системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...
Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит,
Платон, Сократ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадца ...
Традиции отечественного высшего
образования
Система высшего образования, существующая сегодня в нашей стране, в своей основе сложилась еще в годы первых пятилеток и в дальнейшем претерпевала лишь незначительные изменения. Главное назначение образования заключалось в социализации и профессионализации личности с позиций ее максимальной обществ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.