Выход из этой ситуации есть: индивидуальные нормы оценок использовать при поурочном оценивании, в процессе изучения темы. Итоговая же оценка определяется с помощью тестирования в конце изучения темы, её целесообразно сообщить только ученику и не обсуждать в классе. При таком отношении к «слабому» ученику он будет стремиться к тому, чтобы баллы, полученные при итоговом тестировании (в конце темы, четверти и т.д.), становились всё выше, независимо от того, от какой начальной отметки идёт отсчёт.
Вот несколько практических советов, которые в совокупности помогут управлять развитием мотивации.
При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности:
спрашивайте у него: «Ты удовлетворён результатом?»; вместо оценки скажите ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»;
проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности;
учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть. Приготовьте для них интересные дополнительные задания;
ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели:
в начале изучения темы информируйте класс о том, чем
у дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора;
предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности заданий;
предложите выбрать способы достижения цели;
предложите одарённым и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы освоения темы (или даже обучения).
Помогайте ученикам ставить реалистичные цели:
поощряйте учеников, которые ставят достижимые цели, попробуйте вместе постепенно усложнять их;
если видите, что ученики ставят нереально высокие цели, предложите им альтернативу;
попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть;
расспросите учеников о том, как они будут работать над достижением своих целей, что им для этого понадобится и когда они предполагают закончить работу.
Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи:
если ребёнок делает ошибку или его работа не выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите обсудить это с учениками. Если же вы сами совершили ошибку, будьте самокритичны и ответственны за свои действия, которые тоже стоит обсудить с классом. Это только добавит доверия к вам;
приглашайте на уроки гостей – интересных людей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах;
пытайтесь выходить из сложной ситуации с юмором, иногда ведь ошибки бывают и весёлыми.
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда:
после выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с этим справились;
обсуждайте причины не только успехов, но и неудач;
старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач детей.
Сделайте ситуацию успеха достижимой:
выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу;
Технология педагогического общения
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организо ...
Эксперимент 2010
В апреле 2010 года в 19 пилотных регионах России, включая московский, стартовал эксперимент по введению программы ДНК в школьный курс. В рамках этого эксперимента ДНК будет преподаваться в четвертых классах в течение двух лет. Если преподавание в 19 регионах в течение этих двух лет покажет, что сер ...
Закрепление знания о взаимно-обратных отношениях между числами
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.