При неправильном мотивировании нередко проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние. Ученики с аффективными реакциями выбирают задачи, не соответствующие их возможностям: или слишком трудно, или слишком лёгкие. Аффективнее реакции на неудачу – это отказ признать своё поражение.
При неправильном мотивировании может появиться выученная беспомощность – безнадёжность и покорность, ребёнок утрачивает контроль над повторяющимися неприятными событиями. В этой ситуации появляется тройной отрицательный эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущения собственной беспомощности) и эмоциональный (негативное). Выученную беспомощность можно корректировать: объяснить ребёнку её происхождение, создать условия для достижения успеха.
И в заключение замечу: мотивированность детей тем выше, чем лучше общий настрой в школе, её жизненный уклад, чем интереснее дела внеучебные, в которые вовлекаются ребята. Интересный кружок, трудовая занятость, драматическая студия – да мало ли дел, которые косвенно пробуждают в ребятах мотивацию к учению! Ведь познавательный интерес – одна из самых сущностных базовых потребностей человека.
Анкета школьной мотивации
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов. Разработана Лускановой Н. Г. Позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам.
I. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25-30 баллов.
II. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла.
III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами - 15-19 баллов.
IV. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов.
V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - ниже 10 баллов.
1. Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних задании?
-хочу
- не хочу
- не знаю
6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хочу
- хочу
7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница?
- точно не знаю
- хочу
- не хочу
9. У тебя в классе много друзей?
-мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не нравятся
- не очень
Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла).
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Методика «Определение мотивов учения»
(Методика разработана в 1988 г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993 г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой.)
Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных
технологий на уроках биологии в средней школе
Общие методические правила развивающего образования На уроках создается психологический комфорт с помощь следующих основных условий: уважительного общения, соблюдением учителем и учащимися школьных правил, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащ ...
Проектная деятельность на уроках английского языка на
среднем этапе обучения
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признакам ...
Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг. XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е гг. Обучение в сотрудничестве является важным элементом праг ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.