При неправильном мотивировании нередко проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние. Ученики с аффективными реакциями выбирают задачи, не соответствующие их возможностям: или слишком трудно, или слишком лёгкие. Аффективнее реакции на неудачу – это отказ признать своё поражение.
При неправильном мотивировании может появиться выученная беспомощность – безнадёжность и покорность, ребёнок утрачивает контроль над повторяющимися неприятными событиями. В этой ситуации появляется тройной отрицательный эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущения собственной беспомощности) и эмоциональный (негативное). Выученную беспомощность можно корректировать: объяснить ребёнку её происхождение, создать условия для достижения успеха.
И в заключение замечу: мотивированность детей тем выше, чем лучше общий настрой в школе, её жизненный уклад, чем интереснее дела внеучебные, в которые вовлекаются ребята. Интересный кружок, трудовая занятость, драматическая студия – да мало ли дел, которые косвенно пробуждают в ребятах мотивацию к учению! Ведь познавательный интерес – одна из самых сущностных базовых потребностей человека.
Анкета школьной мотивации
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов. Разработана Лускановой Н. Г. Позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам.
I. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25-30 баллов.
II. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла.
III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами - 15-19 баллов.
IV. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов.
V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - ниже 10 баллов.
1. Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних задании?
-хочу
- не хочу
- не знаю
6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хочу
- хочу
7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница?
- точно не знаю
- хочу
- не хочу
9. У тебя в классе много друзей?
-мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не нравятся
- не очень
Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла).
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Методика «Определение мотивов учения»
(Методика разработана в 1988 г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993 г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой.)
Особенности речи у дошкольников с нарушением зрения
Исследованиями З Г. Ермолович, С. Л. Жильцовой, М. И. Земцовой, Н.С. Костючек, Н. А. Крыловой, Л. И. Солнцевой и другими установлено, что усвоение речи слабовидящими детьми осуществляется, как и зрячими, также в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, у них ч ...
Т.С. Шацкий как организатор Первой
опытной станции по народному образованию
В 20-е годы широко развернул свою педагогическую и научную деятельность Ш а ц к и й. Им была создана Первая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важнейших практических и теоретических задач молодой советской педагогики. Особое внимание Шацкий уделял трудовому воспитанию дете ...
Земельный участок и его организация
Значение участка. Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,— это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу,— весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей. Работая в цве ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.