Педагогика и образование » Введение краеведческого материала в урок русской литературы » Формы и методы краеведческой работы с детьми

Формы и методы краеведческой работы с детьми

Страница 1

Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три направления работы с учениками:

Учебное (уроки, факультативные занятия)

Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах)

Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания).

Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Подробнее о некоторых формах.

Первая форма:

Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории Беларуси или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке:

Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей Беларуси, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории – что тоже недопустимо.

Когда истории своего края вообще не уделяется времени.

Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:

- Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.

- Краеведческая конкретизация.

- Краеведческое дополнение основных вопросов.

- Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения.

Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.

Изучение истории страны должно всегда осуществляться с привлечением краеведческого материала, а история края изучается, базируясь на знаниях истории всей страны. Связь истории страны и края устанавливается, прежде всего, через события, имеющие общегосударственное значение, но территориально локализированные.

Поэтому можно выделить несколько приемов установления данной связи:

Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории Беларуси и края. В качестве практической работы учащимся можно поручить составить сложный план или таблицу с привлечением не только материалов основного учебника, но и сведений по краеведению.

Сопоставление общеисторических и местных событий, явлений с целью установления общего, отличительного и особенного. Например, рассматривая Великую Октябрьскую революцию, ребята вместе с учителем на уроке или в виде домашнего задания, после изучения темы, могут выделить события, характерные для обще белорусской истории и особенные для нашего края.

Синхронизация событий по истории Беларуси, мировой и края. Для выполнения данного приёма необходимо составить таблицу колонки, которой бы были обозначены: история Беларуси, история края, история США (или Западной Европы, Азии, Африки, в зависимости от изучаемой темы), дата.

Выполнение учащимися заданий на анализ и сравнение социально-экономических и политических условий в стране и крае.

Решение познавательных задач, содержание которых одновременно базируется на материале истории страны и края. Например, изучая историю русско-японской войны, можно поставить следующую задачу: «Опираясь на известные факты из истории страны и новый материал по истории края, определить, какой урон был нанесен стране в целом и какой именно Дальнему Востоку?».

Выбор какого-либо из перечисленных приёмов установления связи между общебелорусским и местным материалом зависит от содержания учебного занятия, образовательных и воспитательных целей урока, опыта учителя, умений и навыков учащихся.

Вторая форма.

Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла также материалы краеведения, используемые в начальной школе в целях исторической пропедевтики.

Третья форма.

Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов школьного компонента. «На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных источников архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях.».

По своему содержанию факультативы могут быть общеисторическими с элементами краеведения, так и построенные полностью на краеведческом материале. В первом случае местная история выступает как способ конкретизации, «оживления», выявление исторических связей. Во втором случае учащимся даётся возможность получить систематические знания по истории края.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

История развития учения о голосе и его нарушениях
Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, н ...

Сравнения уровня мотивации и эмоционального отношения к учебе учеников гимназических классов и классов возрастной нормы
После обработки методики, необходимо сделать сводную таблицу сырых данных и выявить уровень мотивации каждого ученика (Приложение№). Считаем процентные отношения по каждому уровню мотивации и заносим результаты в таблицу (Таблица №1) Таблица 1. Уровень мотивации Класс Высокий Средний Низкий 6" ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2145