В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:
– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,
– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,
– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.
План воспитательной работы должен отвечать требованиям:
целеустремленность и конкретность образовательных задач;
краткость плана, его компактность;
разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
преемственность, систематичность и последовательность;
сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
единство педагогического руководства и активности воспитанников;
реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
связь внутриклассной работы с работой вне школы;
согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
гибкость и вариативность планирования.
План воспитательной работы имеет следующие разделы:
1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.
2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.
3. Цели воспитательной работы в классе.
4. Задачи воспитательной работы в классе.
5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.
6. Занятость учащихся во внеурочное время.
7. Собственно план по направлениям:
7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.
7.2 Работа с родителями.
7.3 Индивидуальная работа с учащимися.
7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.
Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.
Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов
Цель контрольного эксперимента - проверить эффективность проделанной работы. Для этого нами было проведено повторное анкетирование, но прежде учителем была проведена беседа на тему: «Традиции чаепития». В анкете также было 8 вопросов. Ученики на вопросы анкеты отвечали намного лучше, ответы более р ...
Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...
Детский воспитательный коллектив
Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, обучение общественной деятельности, спорта, туризма). Важнейшие признаки, присущие любому коллективу - единство цели, определенная организация совместной деятельности - характерны также и для детского коллект ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.