Совместная деятельность педагога и родителей в сюжетно-ролевой игре помогает сформировать у дошкольников самостоятельность, умение принимать решение самому, отвечать за их последствия. Дети становятся уверенными в себе, подготовленными к жизни.
Для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста очень важно, чтобы процесс обучения предполагал органичное сочетание непосредственного воздействия педагога на детей и организацию условий для их самостоятельной поисковой детской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом самостоятельную поисковую деятельность следует развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании), побуждая к дальнейшему их изучению.
Изобразительная деятельность, и в частности аппликация, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников.
Самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией понимается как качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения аппликативных заданий.
Наиболее значимыми психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования самостоятельности, у детей старшего дошкольного возраста в аппликации
являются:
создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности способов и средств осуществления аппликативного замысла;
использование технологии обучения детей старшего дошкольного возраста аппликации, направленной на формирование самостоятельности как качества личности;
применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которой лежит дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития.
Занятия ручным трудом подразумевают различные «рукодельные» занятия: поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью, нитками. Главная ценность этих занятий аргументируется художественно-творческим развитием ребенка, а также развитием моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца.
Условия организации рукотворной деятельности ребенка дошкольного возраста:
всю работу ребенок может выполнять сам при минимальной помощи и поддержке воспитателя или родителя;
полученный результат всегда будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка;
ребенок должен не только видеть и ценить результат своего труда, но и создавать нечто свое, новое;
методически процесс работы ребенка должен быть настолько хорошо подготовлен, чтобы у него не возникало технических проблем с
изготовлением изделия.
Специально подготовленная среда группы и ее атмосфера, ориентированная на поддержку и поощрение проявлений самостоятельности, способствует развитию этого качества как базы формирования ключевых социальных компетенций дошкольника.
Образование как капитал
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Опыт индустриально-развитых стран показывает распространенную во многих слоях общества высокую личностную ценность образования. Увеличивается взаимовлияние образов ...
Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и
ребенка
Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления ...
Характеристика коммуникации как социального феномена
Как справедливо отмечает М.Н.Ночевник, «невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне коммунткации с другими людьми». Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.