Педагогика и образование » Изучение геометрии на уроках математики в 5-6 классах » Основные этапы развития геометрического образования в советской школе

Основные этапы развития геометрического образования в советской школе

Страница 1

Советский период развития школьного геометрического образования:

преподавание геометрии в советской школе впитало в себя содержательные и в меньшей степени методические традиции российской школы благодаря как непосредственному использованию на практике учебника А.П. Киселева и его последующих редакций на протяжении почти 40 лет, так и возвращению к курсу геометрии в духе Евклида в учебниках А.В. Погорелова, Л.С. Атанасяна.

Фактология школьного курса, в целом сложившаяся к середине XIX века, практически не изменилась, курс оставался раздельным и последовательным, хотя объем содержания по сравнению с учебником А.П. Киселева уменьшился, что привело в середине 90-х годов к появлению принципа минимизации содержания.

Основные изменения содержания касались последовательности изучения отдельных тем курса; ведущего метода доказательства: на основе равенства фигур (Киселев, Атанасян, Александров), с помощью преобразований (Колмогоров, Болтянский, частично Александров); появления новых разделов (векторы, координаты, движения); включения стереометрических сведений или использования пространственных фигур в курсе планиметрии; использования теоретико-множественной терминологии и символики; аксиоматизация курса. У Киселева и его последователей аксиомы не являлись основой для построения школьного курса. На аксиоматической основе были построены учебники Колмогорова, Погорелова, Атанасяна и Александров, хотя со временем их "аксиоматизм" начал ослабевать. В целом курс носил теоретический характер, его практическая направленность реализовалась на уровне примеров, носила второстепенный характер. Он ориентировался на построение школьной геометрии как адаптированного слепка науки, а не учебного предмета, приоритетной оставалась информативная функция знаний, а не развивающая.

Борьба за появление пропедевтических курсов геометрии в 70-е годы завершилась включением в курс математики для 4-5 (5-6) классов большого объема геометрических фактов в рамках "геометрии без доказательств", что создало предпосылки к появлению в последующем самостоятельных курсов геометрии для 5-6 (1-6) классов.

Ориентация политики государства на развитие промышленности, создание материально-технической базы социализма, укрепление связи образования с производством выделила в качестве приоритетного естественно-техническое направление образования, в котором геометрии принадлежала одна из ведущих ролей. Преобладание технических вузов требовало от большинства выпускников школы твердых знаний по геометрии, сделав успешную сдачу вступительного экзамена одним из ведущих мотивов изучения геометрии. Это, в свою очередь, привело к появлению третьей после школьной и высшей математики – математики для поступающих.

Ведущими целями преподавания являлись формирование у учащихся геометрических знаний и умений, развитие логического мышления. Самостоятельная, познавательная деятельность школьников сводилась к решению разнообразных задач. Психологи характеризуют такое построение процесса обучения как направленное на формирование мышления эмпирического типа.

Стержневыми направлениями многочисленных методических исследований являлись поиск форм и средств эффективного обучения отдельным вопросам школьной геометрии, обучению решению задач различной тематики и типов. Несмотря на все усилия исследователей, педагогов-практиков, в 80-е годы появились многочисленные публикации, свидетельствовавшие о снижении результативности школьного геометрического образования. Это могло быть вызвано несовершенством методики, низкой квалификацией учителей, поскольку эффективность реализации локальных инноваций в массовой школе целиком зависит от профессиональных возможностей педагога, его интересов; изменением мотивации учебной деятельности; несоответствием содержания и методов обучения уровню психического развития школьников. Наметилась тенденция превращения школьной геометрии в учебный предмет "в себе".

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Допедагогическая деятельность С. А. Рачинского
Сергей Александрович Рачинский (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния — 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) - российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик, Член-корреспондент Императорской Санкт-Петерб ...

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами
Развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте протекает в три этапа. На I этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей ...

Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего школьного возраста
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными ме ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0084