Типичными становятся ошибки в геометрической иллюстрации к задаче, в построении чертежей. Поэтому развитие отвлеченного мышления у пятиклассников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает Наоборот, эти первичные и исходняе формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущением, восприятием и представлением. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувственного познания. Известно, что усвоение материала будет более эффективным, если опираться на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления детей. В соответствии с этим на уроках "умственная деятельность должна подкрепляться конкретной материальной деятельностью". Значительное место, особенно при изучении геометрического материала, должны занимать упражнения, в которых требуется начертить, измерить, найти на рисунке и предмете, вырезать, составить фигуру и др. Это позволит стимулировать у учащихся развитие наглядно-действенного мышления и на его основе в дальнейшем – образного мышления.
С точки зрения формальной логики мышление характеризуется тремя основными формами: понятиями, суждениями, умозаключениями. Процесс формирования некоторого понятия – постепенны процесс, в котором можно выделить несколько последовательных стадий. Первая стадия представляет собой процесс "видения", который создает в сознании ребенка особую форму отражения реальной действительности – восприятия. "Чувственное восприятие объекта есть начальная, простейшая ступень в его познании – первая ступень в формировании соответствующего уму понятия". Далее в результате отвлечения от чувственного восприятия в сознании детей создается новая форма представление о данном объекте. На следующей ступени познания через род и видовое отличие формируется понятие. На данном этапе ребенок знакомится со свойствами объекта, рассматривает его с точки зрения уже известных ему понятий, выделяет объем и содержание понятия.
Если говорить об особенностях геометрического материала, то специфика его такова, что в возрасте 11-12 лет сформировать в сознании ребенка многие геометрические понятия очень трудно.
Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью чувственного, образного мышления, что функционально присуще правому полушарию головного мозга. По мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей и соответственно роли левого полушария. Отсюда важность геометрии в непосредственно физиологическом смысле и особенно для детей в возрасте 8-12 лет с доминирующим развитием правого полушария. А таких детей, как известно не меньшинство.
"Занятия геометрией способствуют развитию интуиции, воображения и других важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса". Итак, формирование геометрических представлений, несомненно связано, с развитием воображения. "основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения – это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному". Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом. Школьник 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом. С каждым годом возрастает реализм детского воображения. Однако воображение ребенка, оканчивающего начальную школу, характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. И не секрет, что зачастую в 5 классе ребенок однотипно изображает геометрические фигуры и, в связи с этим, испытывает трудности при решении задач. Однако с возрастом элементов репродуктивности, простого воспроизведения в воображении школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер. С каждым годом обучения в школе развитие воображения все в большей степени базируется на освоении технических приемов действий в той или иной области творческой деятельности. Геометрическая деятельность не является исключением.
Дидактические упражнения для развития пространственных представлений
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с ...
Методические рекомендации
В связи с многообразием проявления методической деятельности существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, други ...
Особенности невербального общения в деятельности современного педагога
дополнительного образования
Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.