В соответствии с законом от 7 июля 1970 года вузы делятся на учебные заведения университетского типа и высшие школы. Имеется 7 собственно бельгийских университетов: Льежский государственный, Университет в Монсе – Эно, Государственный Гентский, Свободный Брюссельский (франкоязычный и отдельно фламандский), Лувенский католический (франкоязычный и отдельно фламандский). Наряду с ними существуют отделения нескольких зарубежных университетов (в Брюсселе и Антверпене), а также ряд бельгийских вузов, приравненных к университетам (обычно они имеют название университетских факультетов, центров, объединений или фондов).
Часть вузов страны – это государственные, или «официальные» учебные заведения, финансирование деятельности которых заложено в бюджеты правительств указанных выше сообществ. Остальные были основаны частными лицами и организациями и получили название «независимых» или «свободных». Многие из них были созданы под эгидой Римской католической церкви, традиционно играющей в Бельгии большую роль в организации и финансировании образования всех уровней, в том числе высшего. Некоторые независимые учебные заведения, в частности, католические университеты, пользуются финансовой поддержкой правительств сообществ.
Брюссельский свободный университет (нидерл. Vrije Universiteit Brussel, сокращённо — VUB) — университет в Брюсселе с преподаванием на нидерландском языке. Возник в 1970 году, когда нидерландскоязычные факультеты были выделены в отдельный университет из состава франкоязычного Брюссельского свободного университета (фр. Université Libre de Bruxelles), основанного в 1834 году.
Прилагательное «свободный» в названии обоих университетов означает их независимость. Оба университета являются самодостаточными, не относясь ни к одной из действующих в Бельгии сетей учебных учреждений (государственной и католической). Оба университета придерживаются принципа свободы научных исследований и имеют одинаковый девиз: лат. scientia vincere tenebras (побеждать темноту наукой).
Свободный брюссельский университет был основан в 1834 году. Первоначально преподавание велось только на французском языке. В 1934 году в университете началось преподавание на нидерландском языке. В 1970 году нидерландскоязычные факультеты были выделены в самостоятельный университет. Тем не менее, оба университета-побратима проводят программу сотрудничества.
Факультеты:
право и криминология
экономические, социальные и политические науки
психология и педагогика
(естественные) науки
медицина и фармакология
филология и философия
технические («инженерные») науки
физическая культура
междисциплинарная группа подготовки учителей
К университетским учебным заведениям относится также Королевская военная школа. Наличие университетского диплома в соответствии с действующим законодательством необходимо для занятия определенных государственных постов и получения разрешения на работу по специальностям, имеющим общественное значение (адвокат, врач и т. д.).
В отдельных случаях бельгийские университеты выдают иностранцам дипломы без права работать по данной специальности в Бельгии. Минимальный срок обучения в университете 4 года, хотя для получения некоторых специальностей длительность обучения в университете составляет 10-12 лет. Обучение в университетах многоступенчатое: каждый период или цикл университетского обучения как для получения университетской, так и научной степени завершается получением следующих степеней:
«кандидат» – после двух - трехлетнего базового обучения, это так называемый первый цикл (далее следует обучение второго цикла, т. е. специализация);
«лиценциат» – соответствует степени бакалавра, после двух или трех лет дополнительного обучения по специализации и написания научной работы. По некоторым дисциплинам эта степень может быть получена после более длительного периода обучения: трех лет – для звания инженера, фармацевта, специалиста в области права или после четырех лет – звания доктора медицины, хирурга и акушера;
«доктор» – соответствует степени магистра, эта степень может быть получена не ранее, чем через год после получения степени «лиценциат», а также требует написания и защиты диссертации;
«агреже высшего образования» – является высшей степенью в этой иерархии и может быть присвоена через два года после получения степени доктора. В университетах существует также постуниверситетское образование или «образование третьего цикла», длительность которого обычно 2-3 года. Целью этого обучения является предоставление возможности получения дополнительного диплома или степени. Имеются вечерние курсы и курсы выходного дня, дающие возможность людям зрелого возраста получить университетскую степень по некоторым дисциплинам. В некоторых университетах есть также такие формы обучения, как «чередующееся», т. е. обычное обучение чередуется с практикой на производстве и «обучение с перерывом».
Взаимодействие между учителем и учениками
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. В ней идет процесс приобщения подрастающего поколения к опыту и знаниям, накопленными человечеством. Ведущая роль учителя в этой среде предопределяет требования к ...
Роль эстетического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности
в современном социуме
Современные социально - экономические преобразования в стране потребовали кардинального переосмысления подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Кризисные явления в экономике, по существу отбросившие развитие отечественного материального производства и услуг на несколько десятилетий наза ...
Особенности развития внимания у детей подросткового
возраста
Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюдения показывают, что именно пятиклассники занимаются в школе особенно неровно: бывают, то сосредоточенн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.