Попечительство о глухонемых детях, основанное еще императрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.
Так же императрицей Марией Фёдоровной были организованы Воспитательные дома. Для их содержания были установлены специальные источники доходов, в частности монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна. В воспитательные дома стали принимать внебрачных детей, сирот, а так же за дополнительную плату детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19 – 21 года. Причём их учили не только чтению, письму, счёту, но и ремеслу.
В воспитательных домах были открыты латинские классы, где преподавались иностранные языки (немецкий и латинский). Для наиболее способных воспитанников были открыты французские классы, где обучали будущих воспитательниц частных домов.
Не менее значительным было Попечительство Марии Александровны о слепых детях. Основным источником дохода Попечительства был кружечный сбор — материальное пожертвование всех церквей и монастырей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи. В училища принимались дети от 7 до 11 лет на полное казенное содержание в случае крайней нужды.
В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях "Синий крест", руководила которым Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.
В XIX в. были созданы и такие воспитательные учреждения, как детские приюты. Считается, что первый немонастырский приют был открыт фабрикантом – горнозаводчиком А. Демидовым при доме призрения учащихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими учреждениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов.
Основная задача приютов состояла в том, чтобы предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Впоследствии в них разрешался ночлег, а затем и постоянное проживание для наиболее обездоленных.
В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую благородную миссию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют для детей идиотов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно воспитательное заведение для умственно отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с проблемами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.
Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до16 – 17 лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремёслам или сельскохозяйственному труду.
В период с 1839 г. по 1899 г. открывалось более двух приютов в год и к концу этого 60 – летнего периода их насчитывалось в стране более 160. На полном содержании в приютах находилось примерно 6,5 тыс. человек, а с приходящими – более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоёв населения. Многие учреждения находились в бедственном положении, не могли вместить всех нуждающихся, деятельность ограничивалась жёсткими бюрократическими предписаниями и т.д. Однако в целом воспитательно – благотворительные учреждения для детей, традиция создания которых была положена и в XIX столетии, готовили полноценных членов общества к самостоятельной жизни.
Сущность поликультурного воспитания. Принципы,
функции, способы
Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукой накоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Российские ученые к разработке поликультурн ...
Методика «Дайте название картинке»
В данном практическом параграфе представлении методика «Дай название картинке». Суть данной методики состоит в том, что экспериментатор показывает испытуемым картинки, которые те должны назвать одним словом. Целью данной методики, в частности, является доказательство наличия словотворчества, как за ...
Сущность, цели и задачи развития экологической культуры ребенка
Место ознакомления детей с природой в «Программе воспитания в детском саду». В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.