Педагогика и образование » Анализ стандартов по истории для средней школы » Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Страница 1

Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Примерные программы является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.

Примерные программы оставляют резерв свободного учебного времени - 15,7 % от общего объема учебных часов для изучения истории в основной школе, 14,3 % от общего объема учебных часов для изучения истории в старшей школе. Принципы использования этого резерва определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). Кроме того, вторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных стандартом.

Каждая примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников (этот компонент программы полностью идентичен соответствующему компоненту стандарту).

Примерная программа по истории для основной школы предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов - «История России» и «Всеобщая истории», а также отдельного пропедевтического модуля «Что изучает история» в начале V класса. Предполагается синхронно-параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.

Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования 350 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю в течение пяти учебных годов), то примерная программа рассчитана на 295 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 55 учебных часов. Для более точной периодизации курсов «История России» и «Всеобщая история» следует использовать примерное распределение учебного времени, установленное программой для разделов обязательного минимума стандарта. Исходя из этой более дробной сетки часов предполагается изучение:

в V классе - пропедевтического модуля «Что изучает история» — не менее 10 часов, «Истории Древнего мира» - не менее 50 часов, а также возможно изучение в качестве особого учебного модуля тематического блока «Народы и государства на территории нашей страны в древности» (из резерва свободного времени);

в VI классе — «Истории России» (с древности до XV в.) - не менее 30 часов (включая тематический блок «Народы и государства на территории нашей страны в древности», если он не вошел в состав курса истории в V классе), «Истории Средних веков» (до XV в. включительно) - не менее 30 часов;

в VII классе - Истории России (XVI-XVIII вв.) не менее 36 часов; «Истории Нового времени» (XVI-XVIII вв.) — не менее 24 часов;

в VIII классе - «Истории России» (XIX - начало XX вв.) - не менее 36 часов, «Истории Нового времени» (XIX - начало XX вв.) - не менее 24 часов;

в IX классе - «Новейшей и современной истории России» (с 1917 г. по настоящее время) - не менее 36 часов, «Новейшей и современной истории зарубежных стран» (с 1918 г. по настоящее время)-- не менее 24 часов.

Примерная программа по истории для ступени среднего (полного) общего образования предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории» как на базовом, так и на профильном уровне. Исходя из целей исторического образования в старшей школе, в том числе приоритетного значения материала, связанного с социально-мировоззренческим развитием учащихся, примерная программа предполагает изучение:

в X классе — «Истории России» (с древнейших времен до середины XIX в.); «Всеобщей истории» (с древнейших времен до середины XIX в.);

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Асинхронные телеуслуги для телеобучения
Факсимильная связь является дополнением системы ОТВ, используемым не только для обучения как такового, но и для управления им. Факс — это очень удобный способ постраничной рассылки текстов, расписаний, брошюр, заданий, лекций и других печатных материалов. Тем не менее, передача по факсу больших объ ...

Влияние на мотивацию в учебном процессе
Развитие мотивации к учению в современной школе строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в ...

Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения фонематического анализа и синтеза
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма язык ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0235