Педагогика и образование » Работа социального педагога с детьми девиантного поведения » Девиантное поведение, сущность и причины

Девиантное поведение, сущность и причины

Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества».

В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп), делинквентное (повторяющиеся асоциальные проступки детей, устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность) и криминальное поведение (противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела). Авторы пособия отмечают, что криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Следовательно, девиантное поведение является начальной стадией отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так, например, Л.Б. Шнейдер выделяет следующие конкретные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевание ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ; неполные семьи и др.

Применительно к современным условиям России главными факторами распространения девиантного поведения являются: чрезмерная коммерциализация, культ силы и успеха любой ценой, безудержная реклама, доступность табачной продукции, алкогольных напитков и наркотических средств, переориентация в жизненных ценностях значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, распространение печатной, кино и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, непринятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения, в том числе, среди детей и подростков, что особенно опасно.

В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

а) биологические, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических и анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;

б) психологические, включающие наличие у ребенка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера;

в) социально-педагогические, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка.

Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, нарушениями процесса социализации ребёнка: отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

На появление отклонений в поведении ребёнка оказывают прямое влияние следующие особенности его взаимоотношений с социумом:

- положение изгоя в классе;

- отвержение со стороны учителей;

- ярлык девианта в школе;

- отрицательное влияние семьи: безнадзорность, попустительство со стороны родителей, или, наоборот, гиперопека, чрезмерный контроль;

- дефицит общения.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался; задача социального педагога – помочь ребенку справиться с его проблемами, вовремя устранить причины, вызывающие отклонения в поведении.

Еще по теме:

Нормативно-правовая база деятельности социального педагога коррекционного учреждения
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политическ ...

Особенности конструктивной деятельности
Конструктивная деятельность учителя – это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня. Её содержание – отбор и проектирование учебного м ...

Индивидуальные различия в потребностях и мотивах
Источник активности человека, как известно, - его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Он появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную свою потребность. Уровень развития потребностей у людей различен. Сегодня мы хорошо пользуемся классификацией потре ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2373