Педагогика и образование » Мониторинг качества предметной обученности » Теоретические основы предметной обученности

Теоретические основы предметной обученности

Предметная обученность является фундаментом качества образования, именно на ее основе создается здание предметных и надпредеметных компетенций. Высокий уровень предметной обученности позволяет ученику успешно овладевать деятельностью, а учителю формировать определенные стандартом умения. Таким образом, оценка предметной обученности – обязательный элемент формирующейся системы оценки качества образования.

Как оценить динамику изменений в учебном и личном росте ребенка? Для решения поставленной задачи используются такие параметры результативности учебного процесса, как обученность и обучаемость.

1. Обученность – это не что иное, как уровень учебных достижений, предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности. Мерой обученности ученика является отметка по предмету. Для учителя – оценка эффективности его работы.

2. Обучаемость – уровень учебных возможностей ученика в данное время и по данному предмету. Уровень обучаемости – не клеймо, а динамический изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от социальных условий. И рост этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность личностно-ориентированного учебного процесса.

Оценка качества предметной обученности (далее – оценка) является одной из форм государственно-общественного контроля за качеством образования и проводится в порядке контроля за соблюдением аккредитованными образовательными учреждениями требований государственного образовательного стандарта.

Основными принципами оценки являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Проводить процедуру оценки качества предметной обученности может только специально подготовленный человек (технолог – независимый эксперт) или учитель ОУ, прошедший специальный инструктаж, который обладает следующими профессиональными и личностными качествами:

понимает задачи тестирования;

компетентен в проведении теста, обработке и оценивании результатов;

умеет контролировать себя;

эмоционально уравновешен;

общителен;

тактичен;

имеет одинаковый статус по отношению ко всему контингенту испытуемых (лучше, если не является учителем испытуемой группы, ее воспитателем).

При назначении технологов должно быть исключено присутствие на диагностической работе учителей-предметников по соответствующему или родственному предмету.

Для оценки качества предметной обученности учащихся общеобразовательных учреждений используются следующие формы работы:

– репетиционные экзамены;

– пробные экзамены;

– итоговые проверочные работы;

– промежуточные проверочные работы;

– тестирование в компьютерной форме;

– анкетирование.

В качестве измерительного материала для проведения оценки используются контрольно-измерительные диагностические материалы.

Содержание контрольно-измерительной диагностической работы определяется нормативными документами, устанавливающими обязательный минимум содержания основного и среднего (полного) общего образования, в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников по соответствующей образовательной программе.

Диагностическая работа состоит из двух или трех частей, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит задания базового уровня, часть 2 – задания повышенного уровня сложности, часть третья – задания повышенного уровня сложности.

Еще по теме:

Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...

Место учебного предмета «История» в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской ...

Мыслительная деятельность
Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0139