Наша начальная школа работает по безотметочной системе оценивания.
Для оценивания используются:
правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно и т. д.);
развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться еще;
родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим перед ними работам ребенка могут увидеть его движение по сравнению со всем классом, здесь могут быть представлены и анонимные рейтинги контрольных работ;
индивидуальные беседы с родителями;
выставки всех продуктов учебной работы детей;
система портфолио (накопление продуктов детской учебной работы, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребенка и их динамика);
задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений;
шкалы, отражающие динамику результатов;
шкалы, позволяющие видеть перспективу;
рейтинговая контрольная работа, где баллы определяются совместно с детьми, а затем каждый сам может определить результат выполнения;
система внеурочных образовательных событий (предметные игры, конкурсы, праздники, творческие экзамены, детские проекты). И т. д.
Рейтинговая контрольная работа. Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга при безотметочной системе оценивания важна для родителей и детей. Их волнует Не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1 классе, а для детей он вводится позднее. Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Ему следует помнить, что это может быть сделано только при следующих условиях: во-первых, все ученики имеют положительную динамику в подавляющем большинстве результатов и она (динамика) видна детям, т. е. они понимают, что их учебный труд приносит плоды, и улучшают учебные показатели; и во-вторых, когда в детском коллективе утвердились толерантные отношения: мир разнообразен и мы разные, кто-то быстр, а кто-то медлителен и это нормально.
Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг анонимный: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. Аналогично действуют и родители на собрании или при индивидуальном собеседовании.
На заключительных этапах начальной школы, по мере того как дети освоят способ определения общей «цены» контрольной работы, научатся работать с критериями оценивания, можно будет заранее оценивать любую работу в 100 баллов (как 100%), создавая условия для формирования представления о стопроцентном выполнении работы. Здесь станет особенно важна работа по определению конкретной «цены» задания, а также определение, из чего складывается «цена» каждого задания. Тогда станет возможным определять процент выполненной работы. Понятно, что умение определять процент реализации – отлично развитая способность к самооценке.
Контрольная работа может быть составлена и по типу теста. Выполняя такую работу, ребенок уже имеет три-четыре варианта ответа, и ему надо выбрать верный. Среди представленных вариантов ответов есть:
правильные;
похожие на правильные;
неверные ответы, причем это может быть достаточно очевидно;
пустое место, куда можно вписать свой вариант, если не выбрал из представленных, потому что посчитал, что там нет верного;
–несколько верных ответов.
Дети учатся оценивать ситуацию, исключать заведомо неподходящие ответы и принимать решения. При составлении тестовых заданий они начинают отличать уровни сложности, а при составлении ответов для выбора выделяют причины ошибок. Сначала их удивляет, что в тесте часто хочется подчеркнуть не один ответ, а два или даже больше. И они тоже учатся делать такие ответы контролирующего характера, тем самым углубляют и больше осознают приобретенные знания. А через некоторое время могут уже составить и парочку разных, но верных ответов.
Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...
Куклотерапия как разновидность сказкотерапии
Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой на встречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне оче ...
Формирование основных учебных умений
и навыков дошкольников в рамках работы кружка по изобразительному искусству
Для реализации задач нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек в возрасте 5,5 - 6 лет. Для экспериментальной группы мы предложили специальную программу, направленную на развитие ребенка дошкольного возраста в рамках круж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.