Мы считаем необходимым разграничить понятие метода проектов и проектирования как деятельности.
Метод проектов возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
В разных возрастных периодах различные характеристики среды являются развивающими. Соответственно, для тех, кто проектирует развивающую среду, необходимо понимать, какие условия должны быть созданы, чтобы они отвечали задачам возраста, соответствующим интересам возрастных групп. «Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по-настоящему интересуют учеников, и которые невозможно выполнять механически… Ученик по-настоящему учится лишь тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности».
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Участие молодежи в проектной деятельности – дело выбора каждого, никакого принуждения не должно быть. «Свобода, по существу, означает определенную роль, исполняемую мышлением в учении: интеллектуальную инициативу, независимость наблюдений, разумную изобретательность, предвидение последствий и проектирование путей приспособления к ним».
Таким образом, метод проектов – это один из способов познания, способ организации процесса познания, его можно обозначить как «проект для образования».
Проектирование, как деятельность, задает иное отношение – «образование для проекта». И тогда ценность образования, а вместе с тем и его содержание, и способы его получения меняются. Образование в этом случае не является самоцелью, оно становится средством, необходимым для осуществления проектной деятельности.
На наш взгляд еще одно важное различение – проектирование проектной деятельности в младшем и старшем подростковом возрасте.
Ю.Г. Юдина в своей диссертации работала над вопросом педагогического обеспечения пространства основной школы, необходимого для становления индивидуальных образовательных траекторий младших подростков. Ею было обозначено, что эффективное обеспечение становления индивидуальных образовательных траекторий возможно тогда, когда ученики ориентированны на возрастно-адекватные (учебно-исследовательскую, учебно-проектировочную) и вневозрастные (социально ориентированную проектную деятельность) виды деятельности, запуск которых происходит через смыслообразование. Важным условием становления образовательных траекторий Ю.Г. Юдина отмечает наличие комплекса учебно-методических материалов, облегчающих осмысление и самостоятельное осуществление возрастно-адекватных и вневозрастных видов деятельности.
Применение методов наглядности в процессе обучения
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включ ...
Воспитание самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста в процессе ручного труда
Цель формирующего этапа эксперимента – организация работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников старшего возраста в процессе ручного труда. На основе результатов полученных нами на констатирующем этапе нашего исследования, мы отметили необходимость развития самостоятельности дошкольников. ...
Составляющие музыкально-эстетической культуры личности
На основе теоретических положений, а также анализа практических разработок в данной области представляется возможным изложить структурные элементы формирования музыкально-эстетической культуры детей в соответствии с ее личностным и деятельностным аспектами. Очевидно, что при разработке структурных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.