Педагогика и образование » Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию » Системный подход к воспитанию и его идея

Системный подход к воспитанию и его идея

Страница 1

Иначе выглядит система методов воспитательного воз­действия, методов тактического плана. Исходным для об­наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше­ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор­мам его культурные контуры.

Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме­тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна­чению.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

суждение педагога;

аргументация педагога;

мнение, высказанное педагогом, сообщение о лич­ном отношении и самочувствии;

сообщение об общепринятом в культуре;

раскрытие внутреннего скрытого смысла проис­шедшего, отношенческого смысла;

диалог педагога с детьми;

дискуссия, спонтанно либо специально организуе­мая педагогом;

обмен впечатлениями по восприятию художествен­ного образа,

совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.

Метод упражнения- это такого рода воздей­ствие, которое обеспечивает реальные практические дей­ствия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его види­мым для другого.

В поступке соединяется внутреннее и внешнее отно­шение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой.

Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реали­зуется следующим образом:

примером педагога;

просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка;

просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;

показом - инструкцией, вплетенной в контекст со­вместной деятельности;

специальным тренингом, отрабатывающим поведен­ческие навыки;

игрой с этико-психологическими правилами;

традиционным оформлением некоторых правил по­ведения;

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой пе­дагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе от­чет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную само­стоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятель­ность.

Наказание организуется аналогично, у него те же ви­ды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим анало­гичные виды: неодобрение, замечание, лишение удо­вольствий, выговор, исключение из системы общения ли­бо из группы.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

Групповая форма организации воспитания в школе получи­ла название коллективной. Еще недавно она отражала приня­тую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой « .только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возмож­на личная свобода. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, форми­рование коллектива - целью воспитательной работы. Средст­вом и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков
В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности. Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагог ...

Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках подготовки детей к обучению в школе
Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфиче­ские особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сен­сорному и интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий для формирования графических навыков у детей включены все виды изобрази­тельной деяте ...

Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития культуры общения
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определенных формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого узуса в процессе социализации, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистические условия, среди ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0293