Педагогика и образование » Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока » Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения

Страница 2

Е.А. Певцова, И. Унт и др. рас­сматривают дифференциацию обучения, как процесс направ­ленный на развитие способнос­тей, интересов школьников, на выявление их творческих воз­можностей. При этом происхо­дит разделение учебных пла­нов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. И.М. Чередов видит в дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной, груп­повой и индивидуальной орга­низации учебного процесса. Во многих работах (М.Д. Виног­радова, В.А. Кольцова, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Г.И. Щукина и др.) дифференциация рас­сматривается как важнейший фактор развития познаватель­ной активности обучаемых.

В методическом аспекте про­блема дифференциации обуче­ния рассматривается в работах Ю.И. Дика, В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.А. Бешенкова, Г.В. Дорофее­ва, Н.Н. Петровой, В.В. Фирсова, В.А. Орлова, СБ. Суворовой, Л.В. Кузнецовой и др. Диффе­ренциация обучения в этих ис­следованиях понимается как организация и методика обуче­ния, «при которой каждый уче­ник, овладевая некоторым ми­нимумом общеобразователь­ной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечиваю­щей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную воз­можность уделять преимуще­ственное внимание тем на­правлениям, которые в наи­большей степени отвечают его склонностям».

Концепция дифференциа­ции обучения исходит их того, что «дифференциация вы­ступает как определяющий фактор демократизации и гу­манизации системы образова­ния». В данной работе сформу­лированы основные цели диф­ференциации образования, определяемые с трех позиций:

С психолого-педагогичес­кой точки зрения цель диффе­ренциации - индивидуализация обучения, основанная на созда­нии оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каж­дого школьника.

Цели индивидуализации:

учет индивидуальных различий для лучшей реализа­ции общих, единых для всех целей обучения;

воспитание индивиду­альности с целью противодей­ствия нивелирования личности.

Важнейшим средством для до­стижения второй цели являет­ся предоставление учащимся возможности выбора.

С социальной точки зре­ния цель дифференциации -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, професси­онального потенциала обще­ства, вызываемого на современ­ном этапе развития общества стремлением к наиболее полно­му и рациональному использо­ванию возможностей каждого члена общества в его взаимоот­ношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем школ путем создания новой ме­тодической системы дифферен­цированного обучения учащих­ся, основанной на принципи­ально иной мотивационной основе.

В настоящее время диффе­ренциация обучения рассмат­ривается, прежде всего, как средство осуществления про­фильного обучения (А.В. Баран­ников, А.А. Кузнецов, О.Б. Ло­гинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения «индивидуального образова­тельного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.).

В психолого-педагогичес­кой, дидактической и методи­ческой литературе различают два основных типа дифферен­циации содержания обучения:

уровневую;

профильную.

Стремительный рост объе­ма информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятель­ности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приво­дит к необходимости его спе­циализации в определенной сфере, и поэтому специализа­ции его подготовки теперь уже и на уровне общего образова­ния. Профильная дифферен­циация содержания образова­ния обращена на реализацию этой задачи.

В современной педагогике цель профильной дифферен­циации содержания обучения определяется «в направленной специализации образования об­ласти устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максималь­ного их развития в избранном направлении».

С профильной дифференци­ацией содержания образования связывают возможности макси­мального раскрытия индивиду­альности, творческих способно­стей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготов­ки их к продолжению образова­ния в избранной области, пред­полагаемой профессиональной деятельности.

Профильная дифференци­ация предусматривает осоз­нанный, добровольный выбор учащимися направления спе­циализации содержания обу­чения, познавательных по­требностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намере­ний. Она тесно связана с осу­ществлением индивидуально­го подхода по отношению к от­дельным группам учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование студента как субъекта учебной деятельности
В педагогике под субъектом учебной деятельности понимается носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Формирование студента как субъекта учебной деят ...

Психолого-педагогические особенности мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...

Анализ действующих учебников математики на предмет содержания геометрического материала
Как показали исследования психологов, возраст детей от 7-12 лет наиболее благоприятен для формирования геометрических представлений. Детям этого возраста присуще яркость восприятия, наглядная образная память, большой интерес к окружающему миру, богатое воображение, способность легко усваивать матер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0111