8. Приемы, стимулирующие концентрацию внимания:
а) обращения к отдельным ученикам во время общего обращения;
б) учащийся с ослабленным вниманием постоянно находится в поле зрения учителя, в соответствии с этим ему выбирается место в классе.
9. Индивидуальная проверка знаний, необходимых для выполнения конкретного задания, во время практической работы.
10. Развитие умения выделять основную трудность в предстоящей работе.
11. Активизация сравнения, установления сходства и различий, аналогий.
12. Активизация связи между изучаемым и ранее пройденным материалом.
13. Обеспечение межпредметной связи.
14. Применение дидактических игр.
15. Вовлечение в рассуждение.
16. Индивидуальное (дополнительное) обучение самоконтролю выполняемых действий и их результатов
17. Осуществление контроля за действиями слабого ученика со стороны более сильного.
18. Внушение учащемуся мысли, что он может выполнить сложное для него задание.
19. Оптимальный, учитывающий индивидуальные возможности школьника уровень требовательности со стороны учителя.
20. Использование сохранных качеств личности для развития положительного отношения к учебным занятиям.
21. Нейтрализация неблагоприятных влияний (со стороны других учащихся, родителей, знакомых)
22. Стимулирование учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащегося (формирование установки на работу, создание ситуации успеха)
23. Вытеснение мотивов нежелания учиться с помощью формирования положительных мотивов учебной деятельности.
24. Развитие необходимых в учебе волевых качеств.
Оценка работы учащихся с учетом его способностей в учебной деятельности.
25. Положительная оценка прошлых успехов учащегося для активизации его волевых качеств на преодоление трудностей в текущей работе.
26. Развитие интереса к учебной деятельности.
27. Такт учителя в общении с учащимися.
28. Обеспечение полноценного отдыха на переменах.
29. Психотерапия (внушение)
30. Временное переключение на выполнение другого задания в случае острого переживания неудачи в деятельности.
Рассмотрим более подробно, как осуществляется индивидуально – дифференцированный подход на этапе закрепления пройденного материала и на этапе контроля:
Закрепление пройденного.
Необходимость дифференциации особенно велика при закреплении и применении знаний. Поэтому учащиеся нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. У более сильных учеников на этом этапе работы освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения.
Именно в ходе выполнения учебных задач происходит усвоение теоретических знаний, формируются практические умения, поэтому на этапе закрепления должны быть сконцентрированы усилия учителя. При этом очень важно так организовать учебную работу, чтобы каждый ученик выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех.
Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является подбор системы упражнений. Такая система заданий должна включать:
· широкий спектр заданий обязательного уровня;
· задание для предупреждения типичных ошибок;
· задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро продвигающихся в усвоении материала.
Контроль
Исходя из основных целей развивающего обучения, Абасовым З.В. были сформулированы положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся.
Положение 1: Педагогическая деятельность учителей на этапе с первого по третий (четвертый) классы направлен на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в себя два действия:
Умение ребенка на разных этапах обучения (в начале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, затем индивидуально) определять границу своего незнания.
Делать содержательным целенаправленный запрос к различным источникам знаний (к учителю, к сверстникам, к родителям, к литературным источникам и т.п.).
Для реализации этого очень важного умения необходимо сосредоточить внимание учителя на формировании способностей у детей к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке. Отсутствие этих учебных действий со стороны детей приводит к разрушению всей учебной деятельности: она превращается в формальный "фарс", не дающей конечного результата.
Как правило, в школе действие контроля и оценки принадлежит исключительно учителю. При этой ситуации у учащихся нет мотивов к выполнению этих действий ("зачем проверять контрольную работу, если ее все равно будет проверять и оценивать учитель"). Поэтому задача учителя в том, чтобы сформировать контрольные и оценочные действия ученика.
Положение 2: Контроль и оценка со стороны учителя за деятельностью каждого ученика присутствует в обязательном порядке в педагогической деятельности. Однако, учителю необходимо учитывать и ряд особенностей.
Словотворчество в
словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...
Организационная структура учебного заведения
Обучение во Франции начинается в сентябре и заканчивается в июле. Учебный год включает в себя 16 недель каникул, что больше, чем в других европейских странах. Экзамены обычно проводятся в июне. Учебный процесс включает систему модулей, коэффициентов, обязательных университетских предметов и факульт ...
Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.