Результаты выполнения задания №2 свидетельствует о том, что активное овладение словами-терминами является более сложным процессом, нежели развитие их понимание. Исследование подтвердило также известное положение о трудности формирования понимания обобщенного значения терминов, что проявляется в генерализации отдельных связей, когда наречия "около, рядом, сзади, поближе, подальше" заменяют собой отдельные группы предлогов. По данным исследования наиболее редки в экспрессивной речи детей данной категории предлоги "под, над, перед, между, за, в середине".
Для большинства обследуемых детей была характерна недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи, выраженная зависимость качества ответов от характера психической деятельности и темпа мышления.
В словесной оценке пространственных отношений, даже при правильном их понимании, отмечалось влияние и большая значимость чувственного восприятия пространства, особенно у детей с ограниченным словарным запасом. В поиске нужного словесного обозначения любого пространственного положения дети, как правило, выбирали параметр удаленности от себя, когда все направления определялись как "поближе ко мне", "от меня чуть-чуть в сторону" и так далее, что в нормальном онтогенезе наблюдается в более раннем возрасте, а именно, до четырех лет.
Было обнаружено, что дети испытывали значительно большие затруднения в игровых действиях, связанных с распределением предметов по различным направлениям, чем те, которые были отмечены у них при выполнении заданий, требующих обозначения пространственных отношений в речи.
При выполнении заданий Методики "Домик" обследуемыми были допущены следующие ошибки:
а) некоторые детали рисунка отсутствовали;
б) в некоторых рисунках не была соблюдена пропорциональность: увеличение отдельных деталей рисунка при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;
в) неправильное изображение элементов рисунка;
д) отклонение линий от заданного направления;
е) разрывы между линиями в местах соединения;
ж) залезание линий одна на другую.
Анализ работ, выполненных в соответствии с заданием №3 показывает, что 67% заданий выполнено правильно, в 33% имелись ошибки. Ошибки при практическом выполнении задания проявлялись:
1. В неправильном дифференцировании понятий "над", "под", "слева", "справа";
2. В смешении изображений в направлении ведущей, более здоровой стороны тела;
3. В зеркальности воспроизведения частей рисунка;
4. В отображении только одного из нескольких пространственных признаков.
При выполнении задания №4 пространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции, особенно при составлении круга и квадрата из разрезных частей вызывало большие трудности, чем рисование. Только 50% детей выполнило эти задания без затруднений или самостоятельно нашли правильное решение путем ориентировочных действий, проб и ошибок.
Упражнения, направленные на формирование грамматических
навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...
Информационные технологии как средство повышения эффективности инженерной подготовки в образовании
Применение информационных технологий в жизни современного человека весьма разнообразно и во многом затрагивает устоявшиеся основы его существования. К примерам применения средств информационных технологий в бытовой сфере следует отнести: автоматическую телефонную связь, включая мобильные телефоны; ...
Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших
школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.