Создаваемая компьютером ВР стремится заменить непосредственные раздражители, имеющие физическую природу, непосредственными раздражителями, изначально происходящими из среды компьютерной. Так свет, отраженный от поверхности реальных предметов, подменяется световыми образами, носителями которых являются компьютерные графические изображения; звуковые волны, возникающие от колебания объектов реальной действительности, заменяются созданным компьютером звуком. Ощущения, вызываемые прикосновением к реальным объектам, имитируются сигналом раздражения кожных покровов, вырабатываемым в компьютерной среде. Раздражение, воспринимаемое рецепторами нервной системы человека, происходит от виртуальных реальностей, хранящихся в программах компьютеров, с которыми взаимодействует познающий КВР человек.
То, что возникает в мозгу учащегося в результате воздействия слов и образов при постановке перед ним определенной проблемы, — это и есть внутренняя виртуальная реальность. Она не существует в действительности физического мира, если такой действительностью не является работа нейронов человеческого мозга. При самостоятельном решении задачи человек получает возможность выбора из трех вариантов реальности: физическая реальность перед его взором, внутренняя виртуальная реальность и комбинация этих двух реальностей. Человек может обратиться к своему разуму и начать думать о проблеме, подчас с закрытыми глазами, чтобы надежнее абстрагироваться от реального мира. Задача может быть решена человеком на первый взгляд совершенно непроизвольно, без раздумий, в результате автоматической реакции на проблему реального мира. Если при этом спросить его, как он это сделал, человек ответит, что сделал не думая. Некоторые люди для решения задачи прибегают к смешению генерированных памятью мыслей с осмыслением реалий окружающего мира. Примером умственной работы может служить мысленная репетиция механических действий. Так, например, водолаз может в своем воображении проигрывать процесс погружения перед началом самого погружения или водитель мысленно рассчитывает маневры автомобиля перед тем, как заехать задним ходом на парковочную площадку. Выготский в своей концепции зоны ближайшего развития (ЗБР) противопоставляет то, что человек мог бы сделать в результате использования своих собственных внутренних возможностей, тому, что он может сделать с посторонней помощью. Выготский размышлял о внутренних раздражителях, происходящих от реальных людей, живущих в реальном мире. Но непосредственным раздражителем в ЗБР могло бы стать воздействие персонажей из созданной компьютером виртуальной реальности.
Насколько отличаются виртуальные реальности, созданные вне человеческого сознания, от внутренних виртуальных реальностей, которые человек создает для себя сам? Когда люди мечтают, они создают подконтрольные их разуму ирреальные образы, которые могут полностью и бесследно поглощаться сознанием либо в какой-то степени влиять на восприятие человеком окружающей действительности. Но ведь еще существуют сны, являющиеся тоже внутренней виртуальной реальностью, но созданной неосознанно и не имеющей никакой связи с реальной действительностью. В сновидениях мы погружаемся в красочный, кажущийся абсолютно подлинным, наполненный яркими ощущениями, имеющий четкие очертания мир, которого на самом деле не существует, но с которым мы можем устанавливать взаимосвязи во сне. Галлюцинации, иллюзии, бред — это всё разновидности внутренних виртуальных реальностей, в которых человек путает реальный мир с им самим созданными образами. Погруженные в такие состояния люди способны видеть и слышать и даже осязать и обонять сущности, наличие которых в качестве непосредственных раздражителей не находит подтверждения в реальной действительности. Память — это система сохранения состояний осознания действительности. Воспоминание о реальном событии означает, что нечто, когда-то произошедшее, было зафиксировано в сознании и впоследствии воспроизведено в виде виртуальной реальности. Воспоминания такого свойства получили название невымышленных виртуальных реальностей. Человек может быть глубочайшим образом уверенным в достоверности своих воспоминаний. Юридическая практика определяет меру ответственности гражданина за искаженное изложение событий, произошедших в прошлом. Положив руку на Библию, люди клянутся говорить правду, одну только правду и ничего, кроме правды. И всё же иногда память может сыграть с нами злую шутку. Можно собрать отпечатки действительной реальности в виде фотографий и видеофильмов, а затем попросить людей воссоздать с помощью этих документов представленное на них событие. И вы убедитесь, что человеческая память зачастую далека от совершенства. Разворачивается дискуссия по поводу того, может ли человек создавать полностью вымышленные виртуальные реальности и быть уверенным в том, что они не являются вымыслом. 3. Фрейд разработал концепцию угнетенной памяти, ассоциируемой с травмирующими психику событиями. Он верил, что извлечение из сознания человека этих событий может быть использовано в качестве метода лечения психических расстройств. Сознание — это явление уникальное для каждого индивидуума, но, по всей вероятности, большинство из нас живет в точке пересечения физической и виртуальной реальности, реальности, являющейся непосредственной реакцией на внешние раздражители, и реальности, являющейся отражением происходящего в нейронной структуре нашего мозга.
Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...
Теория пространственных представлений в
социально-историческом контексте
Как утверждал А.Р. Лурия, существенной особенностью пространственного восприятия человека является то, что оно всегда представляется несимметричным, проявляющим отчетливую латерализацию. Он писал о том, что человек различает в "воздействующем" пространстве правую и левую сторону, переднюю ...
Средства активизации деятельности
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифров ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.