Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности.
А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов А.А. Леонтьев, Г.М. Дридзе и другие авторы трактуют общение как одну из сторон предметной деятельности. Б.Ф. Ломов пишет: «Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат – это не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми». В анализе субъектно-субъектных отношений раскрываются, по мнению Б.Ф. Ломова, «не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.». В отличие от предметной деятельности, общение имеет свою собственную структуру, состоящую из отправителя сообщения, его получателя, формы, темы (содержания), кода или языка сообщения. Эти элементы, вместе взятые, образуют ситуацию общения, которая в функциональном плане состоит из системы сопряженных циклов; в них выражают точки зрения, позиции, установки, отношения партнеры по общению.
Процесс общения является многомерным и многоуровневым, о чем свидетельствуют разнообразные формы и разновидности коммуникаций: общение прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное, деловое и личное, межперсональное и межгрупповое и др.
Психические качества общения не только проявляются, но развиваются и формируются, поскольку, общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируясь, таким образом, как личность и субъект деятельности.
По своему назначению общение многофункционально. Б.Г. Ананьев в число основных функций общения включал познание участниками общения друг друга; формирование между ними межличностных отношений и функцию регуляции поступков и поведения.
В.Н. Мясищев выделяет в общении три стороны – отражение, отношение и обращение, каждая из которых выполняет соответственно свои особые функции: познание в общении людьми предметного мира и друг друга, формирование межличностных отношений и воздействие людей друг на друга.
В свою очередь Г.М. Андреева к числу основных функций общения относит: коммуникативную, связанную с обменом информацией; интерактивную, главное назначение которой состоит в организации совместной деятельности, и перцептивную функцию, с которой связано познание людьми друг друга.
Ю.Н. Емельянов по предмету общения выделяет следующие его разновидности:
по поводу событий, объектов внешнего мира и способов их преобразования (общение опосредовано предметной деятельностью);
по поводу самих участников общения (предметная деятельность несколько отступает на задний план);
по поводу отношений между ними (общением по поводу общения).
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Наиболее развитой формой непосредственного общения личностей является диалог.
В анализе диалога М.М. Бахтин идет от анализа слова, т.е. речевой формы общения. Диалог определяется у него наличием не самих по себе двух или нескольких субъектов, а двух или нескольких полноценных пониманий, несводимых одна к другой смысловых позиций. Только в таком случаи возникают собственно диалогические отношения.
В работе Ц. Йотова термин «диалог» закрепляется за одной из видовых модификаций понятия «способ организации, интеграции общения», подчеркивая, что диалог относится к одному из способов общения, с помощью которых партнёры организуют речевые действия во время своей совместной деятельности.
Я. Яноушек, подчеркивая двухсторонний характер взаимодействия партнёров в диалоге, обращает особое внимание на информационный обмен и отношения, складывающееся между партерами в ходе взаимодействия.
По мнению А.А. Кучинского основным моментом в содержании диалога является образующее диалог взаимодействие развиваемых собеседниками точек зрения. В диалоге идет постоянная работа по выявлению его подлинной темы и присущих собеседникам точек зрения, их развитию, соотнесению, отрицанию и т.д.
Значимую роль диалог играет в процессе обучения, поскольку он является не только средством обучения и воспитания, но еще и полигоном для упражнения речевой способности учащихся и условием усвоения ими законов человеческого общения
Рассматривая педагогическим общением в процессе обучения и воспитания А.Н. Леонтьев выделяет в нем определённые педагогические функции, направленные на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимся.
Ознакомление старших дошкольников с
произведениями С.А. Есенина
На данном этапе было выделено две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе был проведен составленный нами комплекс упражнений направленных на развитие восприятия лирических произведений у детей старшего дошкольного возраста. В занятиях использовались раз ...
Проблемное обучение как педагогическое явление
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механичес ...
Концепция патриотического воспитания граждан РФ
Концепция патриотического воспитания граждан РФ - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Росси ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.