Педагогика и образование » Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения на уроках физики при изучении темы "Основы электродинамики" в средней школе » Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом психологической проблемы

Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом психологической проблемы

Страница 1

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса.

Для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся педагогом создается педагогический процесс.

Главными компонентами педагогического процесса, по мнению Сластенина В.А., являются педагоги и воспитанники как субъекты и их специально организованное взаимодействие целенаправленно на решение развивающих образовательных задач.

Между субъектами должно выстраиваться взаимодействие на содержательной основе с использованием различных средств.

Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников (ученика) – учителя, выступающих в позиции субъектов.

Реализуется взаимодействие посредством общения. По мнению М. С. Кагана, общение – это субъект-субъектное взаимодействие и оно является таковым лишь до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимоотношениях с другими субъектами, а этот последний ориентируется на своего партнера именно как на партнера по совместной деятельности, т.е. как на субъекта же, а не как на объект.

Общение педагога со своими воспитанниками должно совершаться на уровне современных культурных достижений не столько потому, что педагог должен быть примером для своих воспитанников, сколько в силу того, что само взаимодействие с детьми является воссозданием культуры.

Зимняя И.А. указывает на многоликость общения, разнообразие его форм и видов. Она считает, что педагогическое общение есть частный вид общения людей, которому присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса.

Демидова И.Ф. рассматривает педагогическое общение как профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений педагога с учениками и учеников между собой.

В процессе общения происходит передача информации, если при этом она передается только в одну сторону и ее количество уменьшается в процессе движения от отправителя к получателю, то в общении информация циркулирует между партнерами и, поскольку оба они равно активны, информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе ее циркуляции.

Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности.

В диалоге каждое сообщение, каждое послание рассчитано на его интерпретацию собеседником и обратное возвращение в обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером.

Лобанов А.А. отмечает, что в системе диалогического общения активность педагога направляется и на личность партнера по общению, и на предмет общения, в качестве которого могут выступать учебные задачи, законы, исторические факты, опыты и т. п.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Анализ программ по литературному чтению
Чтение является одним из разделов программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы, как правило, изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой программе. Программой сформулированы основные задачи обучения чтению, а так ...

Занятия по рисованию
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография рисование пальцами оттиск со стекла рисование губкой рисование по мокрому набрызг с помощью т ...

Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. Дети средней ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0211