В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Новые цели образования требуют обновления его содержания, поиска таких форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Обилие предметных знаний при отсутствии интереса и осмысленности изучения у обучающихся может осваиваться ими только за счет эксплуатации их памяти и послушания.
Необходимость закладывать фундамент в виде развитого мышления, коммуникативных умений, способности к правильным учебным действиям, рефлексии требует высокого уровня профессиональной компетенции учителя, который должен уметь оптимально организовать деятельность обучающихся и ситуативно реагировать на ее результаты, что откроет новые возможности для обучающихся и позволит им входить в различные предметные области, понимая, а не запоминая; действовать самостоятельно, а не повторять чужие действия .
Русский язык является одним из сложных предметов. Следовательно, однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.
Поэтому проблема активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации деятельности обучающихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы, приемы и средства обучения, которые позволяли бы учить обучающихся мыслить. Система знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше для решения разнообразных коммуникативных и практических задач.
Поэтому ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в любой новой ситуации .
Л.С. Выготский писал: "Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития" .
Повышению активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования. Воспитание общих приёмов мышления требует существенной перестройки процесса обучения и, в частности, создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по русскому языку и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике .
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одно из самых действенных и распространенных средств побуждения обучающихся к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности.
Вопросы могут быть использованы учителем на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий. Именно поэтому вопросы учителя невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий. В дальнейшем в работе уделяется особое внимание таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, упражнениям. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания.
Таким образом, актуальность избранной темы определяется, с одной стороны, необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся, воспитания их творческих способностей, а с другой - недостаточной разработанностью названной проблемы в обучении русскому языку.
Цель: изучить понятие активизации деятельности обучающихся и средства активизации деятельности на уроках русского языка; составить комплект дидактических материалов для активизации деятельности обучающихся на уроке русского языка.
Задачи:
1) проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2) создать комплект дидактических материалов для использования на уроках русского языка, содержащий кроссворды, ребусы, задания для самостоятельной работы, тесты;
3) описать методику использования дидактических материалов по активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка;
Работая, над дипломным проектом, мы использовали следующие методы:
- анализ и синтез;
- конкретизация теоретических знаний .
- метод проекта.
Данной проблемой занимались следующие педагоги и психологи:
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, настольной книгой при написании дипломного проекта была «Основы педагогического мастерства» Желбанова Р.И., Савина Н.Г., Козлова Л.П.
Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Авторы по-разному определяют понятие – дисграфия. "Дисграфия" (от лат. "графо" — пишу) частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Тое есть дисграфия – нарушение письма. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществ ...
Выявление уровней восприятия и понимания
поэтических произведений С.А. Есенина
Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте ...
Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных с ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.