Методика использования таблиц по русскому языку
Для уроков русского языка по разделам синтаксис и пунктуация приобретены таблицы:
Знаки препинания в сложносочиненном предложении;
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;
Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью;
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Таблицы и схемы по русскому языку давно стали необходимой частью современного урока, так как дают возможность учащимся наглядно представить себе изучаемые правила.
Таблицы помогут учителю правильно подобрать и скомпоновать содержание урока, выбрать необходимые пути изучения темы.
Наглядные пособия могут использоваться на различных этапах изучения темы: на этапе восприятия, повторения и обобщения материала.
Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю наиболее полно раскрыть дидактические возможности таблиц, повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, разнообразить приемы и методы обучения русскому языку.
Перед началом работы по этой таблице нужно напомнить учащимся, что по союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на сложносочиненные предложения с соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами и сложносочиненные предложения с разделительными союзами. В таблице приведены примеры этих трех групп сложносочиненных предложений. Учитель и учениками разбирает по таблице три первых предложения и обращает внимание учащихся на основные отношения между частями сложносочиненного предложения: соединительные, противительные и разделительные и подводит учеников к выводу о том, что между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.
Далее рассматривается предложение, в котором есть общий для всех частей второстепенный член. Общий второстепенный член относится и к первой, и ко второй части предложения, и потому запятая между частями такого предложения (перед союзом и, да (в значении и), или, либо) не ставится.
В таблице отражены основные случаи постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Ею целесообразно воспользоваться при закреплении темы.
Первые три предложения показывают простые случаи постановки запятой: придаточное стоит перед главным, придаточное после главного и придаточное в середине главного предложения
Далее представлены более трудные случаи: запятая при двух стоящих рядом союзах; случай, когда придаточное соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза; однородные придаточные, соединенные одиночным и повторяющимся союзом и.
В таблице представлены основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными, а также пунктуация в них.
1. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Схема показывает, что придаточное относятся к общему для них главному предложению и является одинаковыми по значению – однородными. Обращаем внимание учащихся на постановку знаков препинания в предложениях с однородным подчинением.
2. Сложноподчиненные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением. Из схемы видно, что придаточное относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению.
3. Сложноподчиненные предложение с последовательным подчинением. Схема показывает, что при последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, второе придаточное – к первому, третье придаточное – ко второму придаточному предложению.
Таблица наглядно показывает пунктуацию в сложных предложениях, когда рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы.
Учащиеся читают два первых предложения, внимательно рассматривают схемы и сравнивают их. Затем учитель спрашивает, чем эти предложения различаются. Ученики должны увидеть, что в первом предложении между союзами и, хотя стоит запятая, а во втором-нет. Почему так происходит? Учащиеся замечают еще одно различие – союз но, стоящий после придаточного уступительного. Далее надо подвести учеников к выводу о том, когда ставится, а когда не ставится запятая в предложениях при рядом стоящих сочинительных и подчинительных союзах. Для этого учитель предлагает выбросить сначала из первого, а потом из второго предложение придаточное. Что случилось в первом предложении? Союз стоит на своем месте, логика сохранена. Что получилось во втором предложении? Один из сочинительных союзов лишний. Это союз и, так как по смысловым связям он относится к придаточному предложению, поэтому между союзом и и придаточным запятая не нужна. Учащиеся делают вывод: если рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, между ними ставится запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но. Правильность вывода можно проверить на последних двух примерах таблицы.
Особенности развития координации движений у детей младшего школьного
возраста
Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Координац ...
Методические рекомендации для педагогов
образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок реком ...
Физический эксперимент. Электризация тел
Оборудование: 1)маятник электрический на изолирующем штативе, 2)палочка из органического стекла, 3)палочка из эбонита, 4)кусок меха. Опыта показывает факт электризации тел. Палочку из органического стекла натирают куском меха, а затем осторожно подносят к висящей на шелковой нити станиолевой гильзе ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.