Педагогика и образование » Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения

Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения

На протяжении длительного периода отличительной особенностью российской школы было практически полное единообразие содержания образования: единые для всей школ страны учебные программы, единые учебники и методические пособия. Программы школьных предметов определяли объем учебного материала и нормативы учебного времени на его изучение.

В 70-80-х годах прошлого века в программах появились разделы: «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» и «Рекомендации к проверке и оцениванию знаний и умений учащихся». Однако они не фиксировали необходимый уровень освоения учебного материала, а нормы оценивания знаний строились по методу вычитания. Отметки учащихся считались вполне достаточной характеристикой результатов обучения.

Проблема образовательного стандарта в России впервые стала притчей во языцех в начале 1990-х годов, сразу после крушения советской системы и коммунистической идеологии. «До тех пор было бы бессмысленным говорить о стандартах образования, потому что все образование было стандартом, - объясняет заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. - Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования».

В настоящее время признана необходимость стандарта образования. Учет современного состояния системы образования и потребностей ее развития в будущем позволил создать стандарт первого поколения, который считается переходным. Законом «Об образовании» в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, которые являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В состав федеральных компонентов государственных образовательных стандартов входят:

а) обязательный минимум основных образовательных программ;

б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

в) требования к уровню подготовки выпускников.

Этот же Закон предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу – документ, определяющий особенности содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса. Наличие в стандарте национально-регионального и школьного компонентов позволило создавать учебные планы и программы, отражающие специфику данного региона и конкретной школы.

Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет и методику, средства проверки и оценки результатов обучения.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение Государственного стандарта общего образования, а также характеристика результатов обучения.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение Государственного стандарта общего образования.

Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

Еще по теме:

Опыт эмперического исследования невербальной коммуникации в деятельности педагога дополнительного образования
Экспериментальная часть исследования была организована на базе МОУ СОШ № 20 г. Архангельска. Цель (практического) исследования: изучить особенности жестикуляции как одного из ведущих компонентов невербального общения в деятельности педагога дополнительного образования. Задачи исследования: - уточни ...

Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования
На смену примерным программам начального общего образования внедрили новую систему образования – ФГОС второго поколения . Новые требования как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литера ...

Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования
В данном исследовании принимали участие младшие подростки 11-12 лет с легкой умственной отсталостью в количестве 36 человек. В экспериментальную группу (группа 1), вошли подопечные, младшего подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в 5 классе специальной коррекцио ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0117