Система образования на современном этапе переживает серьезные изменения, отражающие два кризиса в стране - социальный и культурный. Наряду с процессами дифференциации, индивидуализации, профилизации и регионализации в образовании, важнейшее значение приобретают интеграционные процессы в сфере общего и профессионального образования. Проявления интеграционных процессов в современной образовательной практике разнообразны. Активно проявляются интеграционные процессы там, где имеют место разнообразные формы взаимодействия учреждений науки и практики, учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня.
Интеграционные процессы характерны не только для современного этапа развития общего и профессионального образования. Ярким примером проявления интеграции в образовательной практике являются авторские школы, функционировавшие в 1920-30-е годы. История отечественной педагогики периода 20-30-х гг. XX века содержит много теоретических идей и педагогических новаций, которые не были востребованы педагогической наукой длительное время, так не были в полной мере изучены педагогические идеи, предложенные коллективами авторских школ.
Авторские школы 20-30-х гг. XX века сыграли позитивную роль в развитии отечественной системы образования. В тяжелейших условиях гражданской войны, экономической разрухи и детской беспризорности педагогическими коллективами авторских школ разрабатывались программы по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Особый исследовательский интерес представляет деятельность школ таких замечательных педагогов, как Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, Н. Корф и др.
Авторские школы данного периода представляли собой систему образовательно-воспитательных учреждений, осуществлявших профессиональную ориентацию и подготовку своих воспитанников. Деятельность учреждений такого типа отвечала следующим целям:
- целостности системы образования, т.е. интеграция всех ее подсистем, это способствовало достижению конечной цели - развитию творческой личности;
- преемственности системы образования, всех ее звеньев и подсистем;
- непрерывности образования, которая осуществлялась "вертикальной" интеграцией, обеспечивавшей поступательное развитие личности и преемственность ее общего и профессионального образования, и "горизонтальной" интеграцией, координировавшей структуры на различных уровнях образования;
- ориентированности педагогического процесса на личность учащегося.
Деятельность авторских школ определялась следующими задачами: исследование проблем воспитания и образования молодежи; изучение вопросов общественно-полезной деятельности школ; изучение форм и методов организации детской среды. Поэтому на первое место были выдвинуты вопросы школьного самоуправления, вопросы общественно-политического образования для старшеклассников, и наиболее важная сторона - культивирование активного проявления детской общественной деятельности, выводящей детей за стены школы, связывающей их с окружающим миром и позволяющей осознать свое участие в окружающей жизни.
Для решения названных задач авторские школы систематизировали и вели научную разработку материалов, полученных в процессе педагогической работы с детьми, устную и печатную пропаганду результатов своей работы среди учащихся, населения и работников просвещения.
Деятельность авторских школ 20-30-х гг. XX века имеет ряд особенностей:
* разнообразие форм организации учебной и внеклассной работы;
* развитие творческой инициативы личности ребенка;
* альтернативный подход к общепринятым школьным нормам, стремление поставить в центр педагогического процесса личность ученика, его потребности и интересы;
* привлечение учителей к научно-исследовательской работе.
значение авторская школа толстой рачинский
Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей
дошкольного и младше школьного возраста
Главным направлением в воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, является организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Эффективным методом уточнения ...
Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное
самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, разви ...
Характеристика стертой дизартрии в трудах различных исследователей
Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга». Дизартрия - латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи-произношения. А. Н. Корнев определяет дизартрию у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.