За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, развитие творческих способов взаимодействия с учащимися, направленных на преодоление пассивности школьников в профессиональном самоопределении.
Опыт проведения занятий по профориентации с учащимися свидетельствует о том, что большинство школьников и учителей проявляют особый интерес к профориентационным играм.
Чем же это объясняется?
Во — первых, игра позволяет значительно активизировать учащихся на профориентационных занятиях, поднять их интерес к проблемам профессионального самоопределения, превратить из пассивных объектов в активных субъектов профессионального самоопределения.
Во - вторых, в игре профориентационный материал можно представлять в наглядной, предметной форме, что способствует его лучшему пониманию и запоминанию.
В-третьих, в игре изменяются взаимоотношения педагога и учащегося, поднимаясь на уровень творческого сотрудничества, а сам учитель быстрее совершенствует свое мастерство.
Прежде, чем перейти к определению специфики профориентационной игры, необходимо вспомнить, что возникновение игровой деятельности имеет культурно- историческую основу, она изначально связана с трудом. Еще Г.В. Плеханов писал, что «игра-дитя труда». На важное значение игры в подготовке ребенка к трудовой жизни указывали Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.
Знакомство с разными видами трудовой и профессиональной деятельности еще не обеспечивает полноценного самоопределения личности. Поэтому специалисты должны больше формировать у подростков умение самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы и жизненные перспективы. Современная профориентационная игра отвечает этой задаче. Она не только знакомит учащихся с миром профессий, дает возможность пробовать и развивать свои профессиональные способности в разных ситуациях, но и готовит школьников к самому выбору, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий.
Специфика профориентационной игры - в моделировании (отражении, воспроизведении) самого процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения. От того, что именно отражает игра, какие она моделирует проблемы, зависит, в какой степени она является профориентационной. В этом плане условно можно выделить несколько типовых игр, используемых в настоящее время в профориентационной работе.
Первый тип - это игра «заигрывание», практически не затрагивающая профориентационные вопросы (тренинг общения, игры на внимание, на память, на смекалку и т.д.) Школьники воспринимают их как развлечения. Педагогу - профориентологу такие игры помогают наладить контакт с учениками, сделать занятия интересными, и в этом их польза. Примерами таких игр служат психотехнические игры, предназначенные для подготовки к соревнованиям спортсменов [Н.В. Изен, Ю.В. Пахомов], или игры, направленные на формирование культуры общения .
Второй тип - это наиболее широко представленные в практике профориентационной работы игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности. Игры данного типа подразделяются на две группы:
1. Ознакомительные с особенностями различных профессий, с их требованиями к человеку, а также с историей тех или иных профессий.
Реализация дидактического принципа наглядности на уроках технологии
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря им, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения, в педагогике, носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит ...
Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога
коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...
Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. Дети средней ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.