Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения

Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения

В третье тысячелетие человечество входит с большими достижениями в области научно-технического прогресса, связанными с широким применением разнообразных технологий. Уровень современного производства определяют информация и творчество. Мировой опыт свидетельствует: из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек нередко бывает вынужден менять специальность, даже профессию.

Необходимость такой профессиональной мобильности объективно требует от личности владения широким кругозором, современными способами технологической деятельности, преобразующего дизайнерского мышления. Решение проблем формирования подрастающего поколения, владеющего перечисленными личностными качествами, органично связано с его включением в различные виды творческо-познавательной деятельности, процесс создания социально значимых изделий, организации предметной среды и другое.

Существенную роль в этом творческом процессе призваны сыграть учебные творческие проекты.

Под проектом в педагогической науке понимается творческая завершенная работа, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь, соответствующая возрастным возможностям ребенка. Данная деятельность направлена на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста, активизацию их задатков и способностей, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Важной целью проектирования в образовательной области «Технология» является диагностика, позволяющая оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением конкретной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

В современной педагогической науке проектно-творческой деятельности уделяется большое внимание. Этой проблеме посвятили свои научные труды П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко и другие.

Отмечая педагогическую эффективность использования в учебном процессе метода проектов, они подчеркивают, что особенностью указанного метода является его исследовательская сущность. В содержании проектного метода школьников заложен значительный образовательный и воспитательный потенциал. Он обусловлен направленностью характеризуемого метода на сознательный и творческий выбор учащимися оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом последствий для природы и общества, а также на создание полезных и красивых вещей.

В тоже время, в педагогической практике общеобразовательных учреждений недооценивается метод проектов как формирования системы знаний и умений учащихся, способствующих творческому развитию личности.

Актуальность, значимость характеризуемой проблемы, определили выбор темы нашей квалификационной работы: «Организация проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе».

Цель квалификационной работы: разработка, научное теоретическое обоснование и внедрение в учебный процесс содержания, формы и методов организации проектно-творческой деятельности учащихся I–IV классов на уроках трудового обучения.

Объект исследования: процесс и результат обучения учащихся в образовательной области «Технология».

Предметом исследования является спроектированный процесс организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе.

Рабочая гипотеза заключается в том, что процесс организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения учащихся начальных классов будет эффективным, если будут:

– раскрыты социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников;

– проведен анализ учебных программ образовательной области «Технология»;

– спроектирован оптимальный процесс организации проектно-творческой деятельности учащихся младших классов;

– экспериментально выявлены педагогические требования к организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе.

Задачи квалификационной работы:

Раскрыть социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения.

Провести анализ учебных программ образовательной области «Технология».

Выявить методические особенности организации проектно-творческой деятельности учащихся начальной школы.

Организовать целенаправленно-спроектированный процесс организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе.

Экспериментально проверить методику организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе.

Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, философские учения о связи теории с практикой, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; ведущих отечественных ученых-дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов в области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся, научные разработки зарубежных психологов, методистов, физиологов, экономистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой деятельности.

Методы исследования. В работе использовались следующие методы: изучение методической литературы, научных трудов по теме исследования: теоретический анализ процесса организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения; педагогический эксперимент.

Эмпирическая база экспериментальной работы. Экспериментальная работа по теме: «Организация проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе» проводилась на базе средней образовательной школы №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края в процессе прохождения педагогической практики.

В эксперименте принимали участие: директор школы Скорик Т.Н., заместитель директора Бабенко Н.А., научный руководитель Коротенко И.Т., студентка 5-го курса факультета педагогики и методики начального образования Пашина Е.А., учащиеся 4 «А» класса (15 человек).

Еще по теме:

Задачи физического воспитания детей с нарушением слуха
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений ф ...

Особенности высоких интеллектуальных технологий обучения
К числу интеллектуальных образовательных технологий можно отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения. "Термин "высокая технология обучения", так же как и родовое понятие "технология обучения", привнесен в педагогику из области техники. В последнее десятил ...

Предпосылки работы по орфографии в школе
В процессе формирования у учащихся орфографических умений и навыков необходимо опираться на психологические и методические предпосылки (условия), являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Большое значение в процессе обучения орфографии, как и во всех других сл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2421