В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Успех интеллектуального развития учащихся профессионально технических образований достигается главным образом на уроке, когда преподаватель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей студентов и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике профессиональных учреждений должного внимания не получила. Поэтому я и выбрала для своей курсовой работы следующую, актуальную на сегодняшний день тему: «Применение проблемного обучения в учреждениях начального профессионального образования».
Цель курсовой работы: изучить влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся.
Объектом курсовой работы является процесс обучения учащихся профессионально технических учреждений.
Предметом – проблемное обучение как фактор интеллектуального и творческого развития учащихся профессионально технических учреждений.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Организовать исследовательскую работу.
При реализации задач исследования использовались следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;
- анализ деятельности учителей по организации проблемного обучения;
- анализ работы учащихся;
- беседа с учащимися и учителями
Методика обучения школьников правилам дорожного движения
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом школьном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых являет ...
Понятие, структура, особенности ценностных
ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии. Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с из ...
Средства развивающего обучения
Средствами развития учащихся при изучении химии являются сама система содержания курса химии, в основе которой лежит постепенное развитие химических понятий, а также активный характер учебного процесса. Система определена программой школьного курса химии и предусматривает постепенное повышение уров ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.