Педагогика и образование » Процесс формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения » Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников

Страница 1

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Художественная высоконравственная литература формирует у ребенка духовные взгляды и такое поведение, при котором ребенок сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и самому себе.

Самому ребенку почти невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу, именно в книгах ребенок может найти ответ на этот непростой вопрос, они дают ему возможность в непохожих, разнородных ситуациях найти нечто общее, важное. Книги учат ребенка правильному свободному выбору поступков - важная предпосылка выработки мотивов поведения. Именно поэтому очень важно, какую книгу ребенок читает, чему он учится, кому подражает.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

В процессе внеклассного чтения дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Под влиянием художественной литературы у детей изменяются структурные компоненты сознания и психическая сфера: чувства, мировоззрение, ценности, идеалы, характер, познавательные процессы. Чтение оказывает влияние на становление и формирование личности.

Под влиянием чтения у детей формируются и ценностные ориентации, которые выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков и влияют на процесс личностного выбора. Ценностное сознание на уровне личности определяется совокупностью установок и ориентаций на определенные ценности - идеалы, нормы, традиции, обычаи и т.п.

В процессе жизнедеятельности у человека складываются некоторые фиксированные эталоны отношения к различным сторонам действительности, формируются собственные представления о хорошем и плохом, добре и зле, счастье и справедливости. Индивидуальные системы ценностей представляют собой конкретные, подвижные, иерархиризованные образования, включающие определенные совокупности усвоенных субъектом социокультурных ценностей, составляющих систему ценностных ориентаций личности.

Исходя из того, что развитые ценностные ориентации – признак зрелой личности, показатель меры ее социализации, становления “личностного” в человеке, является одним из центральных понятий.

Художественная литература формирует у детей ценностные ориентации.

Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

Осмысление данного психологического феномена осуществлялось в процессе анализа таких категорий, как “ценность”, “норма”, “мотив”, “потребности”, “установка”, “нравственные идеалы”, “духовные ценности”, “общечеловеческие и национальные ценности” в их соотношении.

Таким образом, ценностные ориентации характеризуют поведение и деятельность человека.

Под влиянием художественной литературы формируются и установки личности.

Установка личности - это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Личностная установка упорядочивает потребности, взгляды, поведение человека, интегрирует различные потребности и придает им обобщающий смысл в контексте конкретных жизненных обстоятельств личности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Современные технологии учебно-воспитательного процесса
Существует множество определений технологий обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности: 1. Концептуальность: каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). ...

Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования. Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития систем ...

Эффективность экспериментальной методики обучения двигательным действиям
Эффективность экспериментальной методики обучения двигательным действиям оценивалась по количеству ошибок (табл. 2), времени затраченного на освоение конкретного двигательного действия и количеству школьников освоивших двигательные действия до двигательного умения. Таблица 2 Разучиваемое двигательн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0169